Эксплуатационные свойства лесных машин, страница 36

                      .                           (37)

Сила Рi положительна на подъеме и отрицательна на спуске. Для дорог общего пользования α< 100, sin α ≈ tg α = i.

Наибольшие продольные уклоны i, %, дорог общего пользования в зависимости от их категории и профиля приведены  в таблице 1.  Для внедорожных колесных и гусеничных машин предельные углы продольного и поперечного уклонов указаны в технических характеристиках изготовителей и могут превышать 300 для одиночных машин.

3.9    Сила инерции движущихся масс

На неустановившихся режимах движения (разгон, торможение, движение по пересеченному рельефу и т.п.) скорость и ускорение изменяются, вызывая дополнительные инерционные нагрузки.

Суммарную силу инерции Рi всех прямолинейно поступательно движущихся и вращающихся масс поезда, Н, в первом приближении условно считают приложенной к центру масс поезда и определяют по формуле               

                 ,              (38)

где Мj - момент от касательных сил инерции всех вращающихся масс поезда, приведенный к оси ведущего колеса;

r - расчетный радиус качения колеса;

j - ускорение или замедление движущейся машины, м/с2;

dвр - коэффициент (необходим при оценке показателей разгона и тормозных свойств машины), учитывающий условное приращение массы, совершающей поступательное движение на неустановившихся режимах, за счет вращающихся масс двигателя, трансмиссии и колес (в дальнейшем – коэффициент учёта вращающихся масс).

При ориентировочных расчетах в теории  автомобиля и трактора пользуются эмпирическими формулами, позволяющими в первом приближении оценивать величину dвр через передаточное число uк коробки передач или u всей трансмиссии:

легковой автомобиль   dвр »1,03+0,0025u2к  (по Я.Табореку);       

грузовой автомобиль   dвр »1,03+0,05u2к      (по Е.А. Чудакову);

               dвр »1+(0,03-0,05)+(0,04-0,06)u2к  (по А.И. Гришкевичу);