2 - сухой мягкий грунт. Рисунок 3 - Зависимость граничных
Рисунок 2 - Зависимость коэффи- значений коэффициента сцепления циента сцепления от скольжения от скорости на сухом асфальтобетон-
(буксования) ном покрытии
Наличие жидкой пленки на опорной поверхности приводит к возникновению подъемной гидродинамической силы, пропорциональной плотности жидкой среды и квадрату поступательной скорости, и действующей на набегающую область шины. При определенной толщине пленки и скорости движения шина всплывает на ее поверхность. Этот процесс называется аквапланированием, а скорость - критической по аквапланированию. Сцепление колеса с дорогой как в поперечной, так и в продольной плоскости резко падает и определяется трением в слое жидкости.
Машина в этом случае может потерять управляемость. Целесообразно снизить скорость, а при интенсивном дожде - сделать остановку.
Зависимость коэффициента сцепления от толщины водяной пленки и скорости движения приведена на рисунке 4.
1 - h=0,2 мм;
2 - h=1,0 мм;
3 - h=2,0 мм.
Рисунок 4 - Зависимость коэффициента сцепления от толщины водяной пленки h на твердом дорожном покрытии
Аквапланирование при движении по пленке жидкой грязи возникает при меньших скоростях из-за более высокой плотности грязи по сравнению с водой.
Коэффициент сцепления зависит от типа и состояния дорожного покрытия, рисунка и степени износа протектора, давления воздуха в шинах, нормальных нагрузок на колеса и др. факторов. В частности, при 50%-м и более износе протектора коэффициент сцепления резко снижается (см. рисунок 5). Действующими правилами дорожного движения РФ запрещена эксплуатация автомобилей на дорогах общей транспортной сети, если остаточная высота рисунка протектора, мм, на площади F=0,5 ширины беговой дорожки * 1/6 величины окружности шины менее для:
- легковых автомобилей 1,6;
- автобусов 2,0;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.