Эксплуатационные свойства лесных машин, страница 176

1 - песок;  2 - заболоченный луг;  3 - снежная целина.

Рисунок 59 - Зависимость силы сопротивления  движению  автомобиля

с колесной формулой  6х6  от  давления  воздуха в шинах

Если жесткость шины больше, чем жесткость грунта, то шина будет погружаться в грунт, не деформируясь, и работать как жесткое колесо. В этом случае глубина следа, м, колеса (колеи) может быть приближенно определена по эмпирической формуле

                                         (225)

    где m - коэффициент, характеризующий изменение сопротивления грунта смятию (сжатию);

сг - градиент жесткости, равный сопротивлению сжатия грунта на глубине 0,01 м, МПа/м. В зависимости от типа и состояния грунта значения сг могут быть приняты по данным проф. А.К. Бируля, приведенным в таблице 46.

Таблица 46

Градиент жёсткости в мегапаскалях на метр

Тип грунта

Состояние грунта

Сухой

Пластичный

Текучий

  Песчаный

  Супесчаный

  Суглинистый

  Глинистый

  Гравийная смесь

0,15 - 0,50

1,0 - 1,5

1,0 - 2,0

1,5 - 2,5

1,5 - 2,5

-

0,2 - 0,6

0,1 - 0,5

0,1 - 0,2

0,5 - 1,0

-

0,05 - 0,10

0,05 - 0,10

0,05 - 0,10

-

Величина коэффициента m в расчетах может быть принята для грунтов с одинаковой плотностью по глубине: m = 1 для глинистых грунтов при малой влажности; m = 0,5 для   глинистых  грунтов в пластичном  состоянии, сухого сыпучего песка, сухих разрыхленных суглинистых и супесчаных грунтов; m = 0 для заболоченных грунтов и сильно размокших грунтовых дорог; m = 2 -3 для грунтовых дорог с размокшим верхним слоем и уплотненным основанием и неукатанной гравийной смеси.