Эксплуатационные свойства лесных машин, страница 39

Более точное определение коэффициента учета вращающихся масс может быть выполнено экспериментальным путем.

3.10     Сила сопротивления воздуха

Сопротивление воздушной среды обусловлено  силами повышенного фронтального давления перед движущимся транспортным средством, граничного трения о поверхность и завихрения, зависящего от обтекаемости.

Элементарные аэродинамические силы, действующие в каждой точке машины, различны по величине и направлению. Равнодействующую всех сил называют полной аэродинамической силой, приложенной  в метацентре (центре парусности). Высоту центра парусности hв при ориентировочных расчетах принимают равной  высоте центра тяжести hg машины или hв»0,35L.

Аэродинамическая сила, вызывая перераспределение нормальных реакций движителя, влияет на  тягово-скоростные и динамические свойства машины.

В системе координат, жестко связанной с движущейся машиной, различают силу лобового сопротивления Рв, действующую вдоль оси машины, поперечную Ру и подъемную Рz силы. Безразмерные аэродинамические коэффициенты этих сил, зависящие от формы и состояния поверхности машины, соответственно обозначают сх; су; сz.   Численные значения коэффициентов и высоту центра парусности hв определяют продувкой моделей в аэродинамических трубах. Непосредственное определение аэродинамических характеристик автомобилей выполняют буксированием на длинной сцепке, скатыванием под уклон до достижения постоянной скорости движения или методом затухания на горизонтали (при движении по инерции).

Проекцию угла между полной аэродинамической силой  и вектором скорости  машины в продольной оси на плоскость опорной поверх­ности на­зывают углом нате­кания τн . По статистическим данным, при наличии боко­вого ветра и скоростях дви­жения от 55 до 90 км/ч углы натекания находятся в пределах от 0 до 17°, а наиболее вероятное их значение от 4° до 9°. Числен­ные  значения аэродина­мических коэффициентов растут (см. рисунок 12) с увеличением угла нате­кания.

Подпись: Рисунок 12 -  Зависимость безразмерных коэффициентов от угла натекания  Продольную составляющую полной аэродинамической силы называют си­лой сопротивления воздуха Рв, Н, или силой ло­бового сопротивления и определяют по формуле