bд = (0,4 - 0,6) bк .
12.5 Занос и опрокидывание при криволинейном движении
Занос и опрокидывание являются предельными случаями потери устойчивости. Они характерны для скоростных транспортных машин. Однако при сложных погодных условиях на неблагоустроенных проселочных и ведомственных дорогах занос и опрокидывание возможны и при малых эксплуатационных скоростях.
Занос обусловлен в том случае, когда результирующая поперечных сил превышает силу сцепления. При малых скоростях возникает опасность сползания (бокового скольжения) машины в сторону центра поворота. Опрокидывание возможно как в результате заноса или сползания после удара о препятствие, а также без предварительного заноса.
Для оценки критических параметров устойчивости криволинейного движения воспользуемся схемой (см. рисунок 51) сил, действующих на машину при криволинейном движении на косогоре.
Кроме сил тяжести, на машину действует центробежная сила, Н,
, (188)
где R - радиус кривизны траектории, м; в рассматриваемом случае движение идет по кривой с R = const и u = const.
Условие отсутствия бокового скольжения вниз по склону
SРу > SY или SРу > SZ jу ,
где SРу = Ga sinb - Рц cosb , SZ = Zл + Zп = Ga cosb + Рц sinb.
Для предельного случая условие равновесия системы
. (189)
После совместного решения уравнений (188) и (189) получим минимальную устойчивую скорость, км/ч, движения по криволинейному участку с поперечным уклоном
. (190)
Эту скорость принято называть минимально безопасной по условиям скольжения вниз по склону. При umin (j) = 0 tgb = jу , а критический угол поперечной устойчивости по сползанию (скольжению) соответствует ранее указанному.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.