Опрокидывание является случаем потери устойчивости с тяжелыми последствиями. Поэтому желательно, чтобы занос начинался раньше опрокидывания. Это условие выполняется при umax (j) < umax (0). При отсутствии поперечного уклона на горизонтальной дороге должно соблюдаться условие jу < hb.
В эксплуатационных условиях для оценки поперечной устойчивости можно пользоваться графиком зависимости минимально допустимых радиусов поворота от скорости движения, изображенном на рисунке 53.
Значения граничных величин радиусов по заносу и опрокидыванию определяют по формулам (194) и (197) для диапазона скоростей анализируемой машины от umin до umax с интервалом Du = 10 км/ч при принятом коэффициенте jу поперечного сцепления и рассчитанной величине коэффициента hb поперечной устойчивости. На график наносят линию, соответствующую наименьшему радиусу кривой в плане для принятой категории до-
роги (см. таблицу 1) и для лесовозных дорог, параметры которых близки дорогам V категории.
Если ордината Rmin будет пересекать кривые Rз, R0 = f(u), то устанавливают безопасные максимальные скорости, при которых возможно движение на принятых участках дорог без заноса из условия uб < uз.
Занос колесных машин, как правило, начинается с заноса одного из мостов.
При изучении устойчивости рассматривают устойчивость движения каждого из мостов транспортной машины в отдельности. У неполноприводных тягачей наиболее вероятен и опасен занос заднего моста (тележки), так как боковые реакции на ведущих колесах меньше, чем на ведомых. В составе с прицепным звеном складывание поезда в таком случае неизбежно.
Занос переднего моста в ряде случаев гасится противодействующими моментами от центробежной силы. Для гашения заноса заднего моста рекомендуют поворачивать управляемые колеса в сторону заноса. Если центр поворота машины окажется на той стороне, в которую идет занос заднего моста, то создается восстанавливающий момент, прекращающий занос.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.