Эксплуатационные свойства лесных машин, страница 172

Гусеничные машины могут преодолевать ров со значительно большей шириной, но не свыше вр < 0,5L - a0.

13.3    Опорно-сцепная  проходимость

Опорно-сцепная проходимость определяет возможность движения машин в ухудшенных дорожных условиях и по мягким (деформируемым) грунтам.

Оценочные показатели опорно-сцепной проходимости различных типов колесных и гусеничных машин регламентированы соответствующими стандартами, предусматривающими определение тягово-скоростных характеристик на конкретных грунтах. Критериями предельного уровня проходимости служат способность преодоления трудных участков и наибольшая глубина снежной целины.

Наиболее труднопроходимые грунтовую и снежную поверхности по физико-механическим свойствам и характеру взаимодействия с движителем разделяют на грунт, болото, сухой песок, снег.

В зависимости от влажности грунт имеет три состояния: твердое, пластичное и текучее. Самые неблагоприятные условия движения создаются при текучем состоянии грунта. Глубина переувлажненного слоя достигает от 0,20 до 0,30 м в осеннюю и от 0,30 до 0,50 м в весеннюю распутицу. Проходимость машин зависит от механических свойств грунтов: сопротивления сжатию, сдвигу и срезу.

Сцепление движителя со связными грунтами определяется их сопротивлением сдвигу и срезу. Окружная сила зависит при этом от площади контакта движителя с опорной поверхностью и высоты грунтозацепов. На несвязных грунтах  окружная сила определяется силами внутреннего трения элементарных частиц в грунте. Грунтозацепы в этом случае оказывают отрицательное влияние на проходимость, поскольку разрушают несущий слой, а при буксовании выгребают грунт и увеличивают глубину колеи.

Песчаные (несвязные) грунты и снежный покров характеризуются плотностью, влияющей на их механические свойства.

Механические свойства торфяно-болотных грунтов оцениваются прочностью и толщиной слоя дерна.

Если сила сопротивления движению Рy, затрачиваемая на колееобразование и перекатывание по колее, превысит окружную силу Рк на движителе, то машина теряет проходимость.

Оценку опорно-сцепной проходимости машин проводят по единичным и обобщенным показателям. При известных дорожных условиях и динамическом факторе движение машины возможно при выполнении условия