Эксплуатационные свойства лесных машин, страница 80

                                 .

У большинства автомобилей передаточные числа на высших передачах сближены от  5 до 15 %, на низших увеличены от 5 до 15 % по сравнению с расчетными значениями. В тракторных трансмиссиях корректирование ряда выполняют  сближением наиболее используемых передач на основных видах работ.

Ряд передаточных чисел трансмиссии может быть определен по различной методике с использованием законов арифметической прогрессии, гармонического ряда, динамического ряда, нормального распределения и др. Закон распределения оказывает влияние на тягово-динамические  и экономические свойства машины. В частности, при использовании арифметической прогрессии и гармонического ряда, основанных на принципе равных интервалов скоростей или окружных сил между смежными ступенями, переключение с одной передачи на другую сопровождается изменением загрузки ДВС с  вытекающими негативными последствиями. У тракторов с переходом на пониженные передачи снижение коэффициента загрузки кз  двигателя составляет до 30 % и более, что обуславливает снижение их производительности и топливной экономичности.

Несомненным достоинством разбивки передач ступенчатой трансмиссии по закону геометрической прогрессии является возможность иметь наименьшее, по сравнению с другими законами, число ступеней, стабильную загрузку ДВС, относительно высокую производительность и  топливную экономичность машины.

Реализацию ряда передаточных чисел осуществляют в коробках передач. У грузовых автомобилей при числе z ступеней свыше шести применяют составные коробки, состоящие из четырех- или пятиступенчатой основной коробки передач в сочетании с двух- и реже трехступенчатым ускоряющим (мультипликатором) или понижающим (демультипликатором) редуктором. В полноприводных автомобилях применяют четырех- и пятиступенчатые коробки передач в сочетании с раздаточной коробкой, объединенной  с двухступенчатым демультипликатором. На колесных тягачах иногда устанавливают коробки передач (при z < 5) в сочетании с главной двухступенчатой передачей.

В том случае, если передаточное число трансмиссии на высшей ступени uв значительно меньше принятого передаточного числа главной передачи uг, то в коробке предусматривают дополнительную  (z + 1) повышающую передачу с передаточным числом