rст - статический, равный расстоянию от центра неподвижного колеса, нагруженного нормальной силой, до опорной поверхности;
rд - динамический, равный расстоянию от центра качения колеса до опорной поверхности при прямолинейном движении машины;
rк - кинематический, равный отношению поступательной скорости колеса к угловой, rк = u/w. Определяется опытным путем.
При качении на колесо могут воздействовать толкающая сила и крутящий (тормозной) момент. В связи с этим различают радиусы колеса в ведомом rко (rкв) и ведущем rо режимах без скольжения.
Радиусы rcт , rд , rк изменяются от нагрузки на колесо и давления в шине. Радиус rд увеличивается с увеличением w и уменьшением передаваемого момента, а rк увеличивается с ростом тормозного момента. При полном буксовании колеса rк = 0, а при полном скольжении (юзе) rк = ¥. При качении колеса по твердому покрытию с относительно малой скоростью rст и rд практически равны. Поэтому в дальнейшем будем пользоваться расчетным значением радиуса колеса r » rд » rст . Значения статического радиуса колеса нормированы соответствующими стандартами для конкретных моделей шин при номинальном давлении воздуха и максимальной нагрузке и могут быть использованы в приближенных расчетах (см. таблицы 6-8).
Расчетное значение радиуса качения колеса, м, может быть определено по известному обозначению выбранной шины (В-d или DxB-d)
, (15)
где d - посадочный диаметр обода, мм;
D - отношение высоты Н к ширине В профиля шины, D = Н/В; в зависимости от профиля шины значения D принимают по ГОСТ 22374-77* (см. таблицу 10);
lсм - коэффициент, учитывающий смятие профиля шины под нагрузкой. Для шин обычного профиля (тороидных) грузовых автомобилей диагональных lсм = 0,92 - 0,97; радиальных lсм = 0,85 - 0,92; для шин с регулируемым давлением и арочных, а также шин низкого давления колесных тракторов lсм = 0,80 - 0,85. Меньшие значения lсм принимают для шин с пониженным давлением.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.