Эксплуатационные свойства лесных машин, страница 30

 
                                                             

Рисунок 8 - Схема сил и моментов,

действующих на ведущее колесо

Энергия, затрачиваемая на сжатие шины, полностью не восстанавливается при распрямлении. Возникающие  гистерезисные потери преобразуются в теплоту, идущую на нагрев шины.  В результате эпюра давлений шины на опорную поверхность, а, соответственно, эпюра реакций опорной поверхности оказывается асимметричной, и результирующая Z реакций смещается относительно оси колеса вперед по ходу машины на некоторую величину а. При движении по деформируемой поверхности увеличивается длина контакта в набегающей области (участок 1-2) и возникают дополнительные затраты энергии на деформацию грунта, что вызывает увеличение продольного сноса реакции Z. При сносе возникает момент Za=Gка, представляющий собой момент Mf сопротивления качению колеса.

Толкающая реакция Х опорной поверхности по модулю равна реактивной силе Рх остова машины, но направлена противоположно и действует относительно центра 0 колеса на плече r, которое принято называть динамическим или силовым радиусом качения, а при отсутствии скольжения или буксования в зоне контакта, как указывалось ранее, радиусом r0 качения без скольжения.

При r = r0 колесо катится без скольжения или буксования с теоретической скоростью υт= r0w. В случае скольжения (тормозной режим) r>r0 , υ=υтss - скорость скольжения элементов движителя относительно опорной поверхности, совпадающая с направлением поступательного движения оси колеса). В случае буксования (ведущий режим) r<r0, υ = υт - υd  (υd  - скорость, теряемая в результате буксования движителя).

При оценке тягово-скоростных свойств машин на дорогах с твердым сухим покрытием буксованием эластичных колес пренебрегают. По данным И.И.Трепененкова,  допустимые величины буксования колесных тракторов на плотных  грунтах  не  превышают  0,16, на мягких и влажных - 0,30. Показатели