У грузовых автомобилей с полной нагрузкой угол aу потери управляемости ориентировочно на 7 – 12 градусов меньше критического по опрокидыванию на подъеме
aу = aк - (70 - 120). (180)
12.4 Поперечная устойчивость
Поперечная устойчивость оценивается способностью машины или поезда сохранять неподвижное состояние или заданное направление движения без бокового опрокидывания и сползания (скольжения) на поперечном уклоне (косогоре). Критериями поперечной устойчивости служат соответствующие углы.
Поперечная устойчивость по опрокидыванию значительно меньше продольной, поскольку у большинства тяговых и транспортных машин ширина опорного контура К меньше продольной базы.
Одним из основных оценочных показателей поперечной устойчивости принято считать критический угол bк поперечной устойчивости по опрокидыванию.
Воспользовавшись изображенной на рисунке 51 схемой сил, действующих на стоящую поперек уклона машину (Рц = 0), критический угол по опрокидыванию можно определить из уравнения равновесия при величине нормальной реакции на правый борт Zп = 0
Ga cosbк 0,5 К - Ga sinbк hg = 0 ,
откуда
, (181)
где К - расстояние между продольными осями опрокидывания, проходящими через центры Ол и Оп контакта внешних колес или внешние кромки звеньев гусениц левого и правого бортов (ширина опорного контура).
Рисунок 51 - Схема сил, действующих на машину
при повороте на косогоре
Для машин с одинарными колесами ширина К опорного контура соответствует колеям к¢ переднего моста, к¢¢ заднего моста или тележки тягача и колее к¢¢¢осей прицепного звена.
Для колесных машин со сдвоенными колесами заднего моста или тележки тягача и осей полуприцепа или прицепа-роспуска
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.