Эксплуатационные свойства лесных машин, страница 34

                                  .                                (32)

Неустановившиеся режимы работы машин обуславливают уменьшение окружной силы Рк из-за снижения мощности двигателя, КПД трансмиссии и движителя.

По данным исследований д.т.н. С.П. Лебедева и автора, снижение КПД  механической  трансмиссии на неустановившихся режимах составляет в среднем  от 0,5 - 1,5 %  до 3 -5 %  в зависимости от передаваемого момента.

Снижение мощности двигателей на неустановившихся режимах с учетом изменения параметров окружающей среды достигает у грузовых автомобилей от 10 до 15%, сельско- и лесохозяйственных тракторов от 15 до 20%, промышленных и лесопромышленных тракторов от 15 до 40% в зависимости от характера выполняемых технологических процессов.

Окружная сила на ведущих колесах при неустановившемся режиме работы машины может быть определена с учетом затрат энергии на ускоренное или замедленное вращение деталей

              ,                    (33)

где Jд и Jк – соответственно, осевые моменты инерции двигателя и колеса;

eд и eк – соответственно, угловое ускорение или замедление двигателя и колеса;

n - число  колес.

При разгоне машин на дорогах с твердым покрытием величину DМк снижения крутящего момента двигателя можно принимать в пределах DМк=Jдeд=(0,01 - 0,07)Мк.

3.5     Сила сопротивления качению

Для общего случая движения колесного тягача

                                    ,

где Zi - нормальная реакция опорной поверхности i - го колеса;

fi - коэффициент сопротивления качению i - го колеса с учетом дополнительных сил сопротивления: гистерезисных потерь энергии при колебательных деформациях шины, потерь на трение в узлах подвески при колебаниях колес относительно остова в результате их взаимодействия с неровностями опорной поверхности, боковых сил на повороте и при прямолинейном движении по поперечному склону, сил сопротивления от скольжения колес.