Рисунок 18
Из условия обеспечения приемлемых эксплуатационных свойств, необходимого дорожного просвета и простоты конструкции главной передачи для автомобилей грузоподъемностью (величины массы груза, расположенной на тягаче mгт, т) до 8 т рекомендуют принимать значения uг от 4,5 до 7, грузоподъемностью свыше 8 т - от 7 до 9.
У грузовых автомобилей с классической компоновкой трансмиссии и трехвальными коробками передач часто назначают несколько вариантов (до четырех у автомобилей семейства КамАЗ) передаточных чисел главной передачи. Автомобили с бóльшими значениями uг предназначены для эксплуатации в тяжелых дорожных условиях.
Если по результатам расчета uв и подбора uг будет иметь место неравенство uв ¹ uг , то в трансмиссию вводят дополнительную ступень: понижающую при uв << uг или повышающую при uв >> uг . Тогда передаточное число дополнительной ступени uд = uв / uг , а номинальная скорость движения, км/ч, при наличии этой ступени определяется выражением
. (83)
В случае, если uгmin < uв < uгmax , то высшую передачу в коробке выполняют прямой, а номинальную скорость движения на высшей передаче определяют по формуле (83) при uд = 1.
Число промежуточных ступеней зависит от типа трансмиссии, назначения машины, условий эксплуатации и др. факторов и определяется из условия обеспечения оптимальных тягово-скоростных и топливно-экономических показателей.
Из многообразия методик выбора передаточных чисел промежуточных ступеней для автомобилей принята методика, в основу которой положены наиболее полное использование мощности двигателя при поэтапном разгоне (т.е обеспечение максимальной интенсивности разгона) и возможность длительного движения при повышенном сопротивлении дороги.
Условно принимают, что при наличии ступенчатой трансмиссии для выполнения вышеуказанных требований двигатель на всех передачах должен работать в неизменном диапазоне частот вращения от n1 до n2. Поскольку при отсутствии буксования зависимость υ = f(n) имеет линейный характер, диаграмма, изображенная на рисунке 19, представляет собой пучок лучей с началом координат (υ = 0; n = 0) и называется лучевой. Полагая в первом приближении, что в момент переключения передач скорость машины не снижается (υ = const), то после разгона на первой передаче при достижении частоты вращения n2 коленчатого вала происходит переход на вторую передачу при υ = const. Тогда скорость в конце движения на первой передаче без учёта снижения скорости в момент переключения должна быть равна начальной скорости движения на второй передаче,
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.