Эксплуатационные свойства лесных машин, страница 149

Воспользовавшись схемой (см. рисунок 9) сил, действующих на колесный поезд в продольной плоскости при равномерном движении в гору (Рj = 0) и отсутствии сопротивления воздуха (Рв = 0), движение возможно при выполнении условия

 Рj > P + Рi + Ркр .                                     (170)

При задних ведущих колесах

Рj = SZв jх = Z2 jх                                

Нормальная  реакция  Z2  из  условия  равновесия  системы  относительно точки 01

                                          (171)

Подставив выражения Р , Рi и Ркр в неравенство (170) и уравнение (171) и учитывая, что в пределе сила сцепления при отсутствии буксования (d = 0) равна сумме проекций сил сопротивления движению на опорную поверхность, после преобразований получим уравнение критического угла по буксованию при установившемся движении поезда на подъеме

       .      (172)

Для одиночного неполноприводного колесного тягача mп = 0   и

                              .                                (173)

Для   гусеничного   и  полноприводного  колесного  тягача    SZв =

= Gт jx сosa. Тогда для поездов с подобными тягачами критический угол по буксованию

                                        ,                           (174)

а для одиночного тягача

ad  = arctg(jх - f).(175)

Продольная устойчивость при остановке или стоянке на подъемах и спусках может быть нарушена в результате сползания, когда максимальная тормозная сила недостаточна для удержания машины на наклонной опорной поверхности, то есть Ртmax < Gаjхsina. Определение критического угла aj изложено в оценке удерживающей способности стояночного тормоза.