Коэффициент продольного сцепления jх представляет собой отношение максимальной продольной силы Рхmax движителя к нормальной реакции Z опорной поверхности. Сила Рхmax является горизонтальной составляющей равнодействующей сил, приложенных к движителю со стороны остова машины.
На твердой опорной поверхности коэффициент сцепления определяется коэффициентами трения покоя и скольжения в зоне контакта движителя с опорной поверхностью. При полном (100%-м ) скольжении (тормозной режим) или буксовании (ведущий режим) коэффициент сцепления является коэффициентом трения скольжения. На деформируемой опорной поверхности коэффициент сцепления определяется коэффициентом трения в зоне контакта и сопротивлением смятию и срезу элементов грунта (снега), защемленных между грунтозацепами движителя.
В связи с трудностью учета влияния различных факторов коэффициент сцепления определяют опытным путем под нагрузкой на различных дорогах и местности, как правило, при малой поступательной скорости со скольжением в ведущем режиме от 10 до 15 % и при 100%-м скольжении в тормозном режиме (jх100), т.е. протаскиванием по опорной поверхности полностью заторможенного колеса. Коэффициент сцепления зависит от ряда факторов. Наибольшего значения (jхmax) коэффициент сцепления достигает при оптимальном скольжении, в частности, для колесного движителя на твердых грунтах при s=10-20%, на мягких - при s=35-50% (см. рисунок 2). При полном скольжении коэффициент сцепления jх100 уменьшается в среднем от 10 до 25 %.
Упруговязкие деформации резины на сухом твердом покрытии или гидродинамические процессы в зоне контакта шин с мокрым покрытием обуславливают снижение коэффициента сцепления по мере увеличения скорости. На рисунке 3 изображена зависимость граничных значений коэффициента сцепления при оптимальном (jхmax) и полном (jх100) скольжении от скорости движения на сухом асфальтобетонном покрытии.
1 – сухое асфальтобетонное ¾ jхmax; - - jх100.
покрытие;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.