Эксплуатационные свойства лесных машин, страница 182


  Рисунок 60 - Зависимость коэффи-          Рисунок 61 - Зависимость несу-

  циентов с и m от плотности снега                щей способности снега от

                                                                         плотности и температуры

Движение по снежному покрову с глубиной колеи hк, равной дорожному просвету h, возможно в том случае, когда удельное давление движителя не будет превышать предела несущей способности снега. Зависимость предела несущей способности qS от плотности r и температуры t снега изображена на рисунке 61.

Проходимость по снежному покрову зависит и от толщины слоя снега, влияющей на сопротивление сжатию. Для взаимосвязи глубины колеи и толщины слоя снега hсн, м, А.А. Крживицким предложена эмпирическая зависимость, которая может быть приведена к виду для гусеничных и полугусеничных машин:

со сцепным весом до 100 кН               ,                       (234)

со сцепным весом свыше 200 кН          .                          (235)

Лесные машины повышенной и высокой проходимости могут преодолевать снежный покров толщиной от 0,4 до 0,5 м.

Оценка проходимости по условиям сцепления не отличается от вышеизложенных для других типов дорожного покрытия и местности.

Повышение проходимости серийных машин по снежному покрову обеспечивают различными конструктивными решениями: переоборудованием колесных машин в полугусеничные, увеличением дорожного просвета и площади контакта за счет установки шин бóльшего типоразмера, установкой устройств для предварительного уплотнения снега, элементов движителя для увеличения опорной поверхности и сцепления со снегом и др.

Зависимость физико-механических свойств снега от временных, температурных и др. факторов, нестабильность его глубины и плотности по длине трассы не позволяют расчетным путем дать точную оценку проходимости по снежному покрову.

Предельный уровень опорно-сцепной проходимости определяют сравнительными испытаниями как минимум двух машин при известной проходимости одной из них на труднопроходимых участках дорог и местности: по переувлажненному грунту, рыхлому песку, заболоченному лугу и снежной целине.