Эксплуатационные свойства лесных машин, страница 45

Если дестабилизирующий момент превысит сумму стабилизирующих моментов, то траектория машины изменяется и нарушается устойчивость заданного направления движения. Переменный боковой ветер усложняет управление машиной.

Кратковременные порывы бокового ветра  в определенном диапазоне скоростей могут вызывать автоколебания управляемых колес.

Большие лобовые  и боковые площади автопоездов в сочетании с плохой обтекаемостью и наличием ветра  обуславливают значительное сопротивление воздуха.  Поэтому на скоростных транспортных машинах применяют дефлекторы, стабилизаторы и обтекатели различной конфигурации. Оптимальная компоновка этих устройств позволяет снизить топливно-энергетические затраты на движение машин, особенно при высоких скоростях. При установке обтекателя на кабине автомобиля КамАЗ-5320 с тентом в диапазоне скоростей от 50 до 70 км/ч эксплуатационный расход топлива снижается от 2,5 до 3,5 %. Влияние размеров  и расположение обтекателя на технико-экономические показатели автопоезда следует определять экспериментальным путем.

Для машин с открытой платформой  типа фургон целесообразно применять тент. Снижение силы сопротивления воздуха достигает при этом от 12 до 15 %.

Снижение силы сопротивления воздуха составных поездов, в т.ч. лесовозных, может быть достигнуто установкой гибких обтекаемых оболочек с плавными переходами, в частности надувных, между кабиной и прицепным звеном,  поскольку в этой зоне создается наибольшее аэродинамическое сопротивление движению.   

Силу сопротивления воздуха Рв учитывают при скоростях движения транспортных средств свыше 20 - 25 км/ч.

3.11    Сила сопротивления дороги

Для совокупной оценки качества дороги используют понятие силы сопротивления дороги Рy , определяемой суммой сил сопротивления качению и подъему

   ,      (49)

где сумму fcosa ± sina = y принято называть суммарным коэффициентом сопротивления дороги. Если углы уклона не превышают 100, то y » f ± i. Знак  плюс соответствует движению на подъеме.

3.12    Нормальные реакции опорной поверхности

Суммарные (на колеса одной оси) нормальные составляющие реакций опорной поверхности на движитель перпендикулярны вектору скорости и непрерывно изменяются в динамике. Эти реакции необходимы для анализа изменения сцепных и тяговых качеств машин при перераспределении нагрузки на передние и задние оси тягачей. Нормальные реакции определяют предельные силы сцепления и сопротивления перекатыванию, тормозные свойства, устойчивость, управляемость и проходимость машин.