Эксплуатационные свойства лесных машин, страница 129

На горизонтали

                                  jз dТ = g (jx + f).                                          (133)

Если суммарная тормозная сила превысит силу сцепления, то возникает блокировка движителя, скользящего по опорной поверхности. При этом кинетическая энергия  поглощается не тормозными механизмами, а в зоне контакта движителя с опорной поверхностью.

При полной блокировке коэффициент сцепления резко падает (см. рисунок 2), что обуславливает снижение тормозной силы  и увеличение тормозного пути.  Зависимость тормозного пути от способа торможения изображена на рисунке 43.

 Торможение считают наиболее эффективным, когда колеса или гусеницы почти заблокированы, т.е. скользят и вращаются. Торможение с блокировкой движителя используют при опасности наезда и для уменьшения силы  удара за счет большей интенсивности снижения скорости. Однако следует учитывать, что при торможении скольжением теряется устойчивость движения машины.

Максимальное замедление при торможении на горизонтальной дороге

Подпись:

с отсоединенным двигателем и незаблокированным движителем

.  (134)

Подпись: Рисунок 43 - Зависимость тормозного пути от способа торможения (по А.П. Минакову)На сухих дорогах с твердым покрытием величина коэффициента сопротивления качению f весьма мала по сравнению с величиной коэффициента сцепления  jх. В ориентировочных расчетах для таких дорог (f<< jх) можно использовать приближенное выражение

                                      .                                           (135)

Для внедорожных условий, лесных, мокрых и покрытых снегом дорог величины f и jх соизмеримы. Поэтому при оценке тормозных свойств машин целесообразно пользоваться уравнением (134).

11.4     Оптимальное  распределение  тормозных  сил

Эффективность торможения машины и ее способность сохранять устойчивое движение существенно зависит от характера распределения тормозных сил между бортами и мостами.