На горизонтали
jз dТ = g (jx + f). (133)
Если суммарная тормозная сила превысит силу сцепления, то возникает блокировка движителя, скользящего по опорной поверхности. При этом кинетическая энергия поглощается не тормозными механизмами, а в зоне контакта движителя с опорной поверхностью.
При полной блокировке коэффициент сцепления резко падает (см. рисунок 2), что обуславливает снижение тормозной силы и увеличение тормозного пути. Зависимость тормозного пути от способа торможения изображена на рисунке 43.
Торможение считают наиболее эффективным, когда колеса или гусеницы почти заблокированы, т.е. скользят и вращаются. Торможение с блокировкой движителя используют при опасности наезда и для уменьшения силы удара за счет большей интенсивности снижения скорости. Однако следует учитывать, что при торможении скольжением теряется устойчивость движения машины.
Максимальное замедление при торможении на горизонтальной дороге
с отсоединенным двигателем и незаблокированным движителем
. (134)
На сухих дорогах с твердым покрытием величина коэффициента сопротивления качению f весьма мала по сравнению с величиной коэффициента сцепления jх. В ориентировочных расчетах для таких дорог (f<< jх) можно использовать приближенное выражение
. (135)
Для внедорожных условий, лесных, мокрых и покрытых снегом дорог величины f и jх соизмеримы. Поэтому при оценке тормозных свойств машин целесообразно пользоваться уравнением (134).
11.4 Оптимальное распределение тормозных сил
Эффективность торможения машины и ее способность сохранять устойчивое движение существенно зависит от характера распределения тормозных сил между бортами и мостами.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.