Эксплуатационные свойства лесных машин, страница 130

Действие замедляющих сил при торможении вызывает перераспределение нормальных реакций между мостами колесной машины. У колесных машин нагрузка на передний мост возрастает, а на задний мост (тележку) уменьшается, как ранее отмечалось (см. п. 3.10), на ту же величину.

На основании уравнений моментов сил относительно центров 01 и 02 (см. рисунок 42) контакта колес мостов с опорной поверхностью при торможении в общем случае нормальные реакции равны:

                        ,

                       .

Знак “+” силы  сопротивления подъему Рi соответствует торможению при движении под уклон, знак “ – ” - на подъеме.

Используя уравнение (134), учитывающее сцепление движителя с опорной поверхностью, нормальные реакции мостов при торможении на горизонтальной поверхности (a = 0; Pi = 0) можно выразить уравнениями:

                          ,                       (136)

                           .                        (137)

Коэффициент сцепления jх достигает максимума (см. рисунок 2) при определенном скольжении s, оптимальные значения которого зависят от типа дорожного  покрытия или почвенного фона. Если предположить, что jх1 =  jх2 = jхmax и f1 = f2 = f, то полное использование сцепного веса машины Gсц = Ga jх  при наличии тормозов на всех колесах возможно в том случае, когда тормозные силы пропорциональны нормальным реакциям опорной поверхности, а тормозные силы на левом и правом колесе одного моста (или на левой и правой гусенице) одинаковы и исключают возникновение поворачивающего момента, действующего на машину в горизонтальной плоскости.

Это условие Рт1т2 = Z1/Z2  называют коэффициентом распределения тормозных сил

                                                     (138)

и используют для оценки рабочей тормозной системы машины. Для полного использования сцепного веса машины необходимо, чтобы соотношение между тормозными силами колес отдельных мостов регулировалось в зависимости от состояния дороги (jх и f)  и степени загрузки машины (a, b, hg).