Эксплуатационные свойства лесных машин, страница 147

12.3     Продольная  устойчивость

Продольная устойчивость оценивается способностью машины стоять или двигаться в заданном направлении без опрокидывания относительно задней и передней осей опорного контура.

У машин с неизменным продольным контуром опрокидывание возможно через точки контакта передних (на спуске) и задних (на подъеме) колес или точек проекций осей крайних опорных катков гусеничных машин с жесткой и полужесткой подвеской с последующим опрокидыванием через ведущие и натяжные колеса. При наличии переменного продольного опорного контура возможность опрокидывания определяют, в первую очередь, по первичному контуру, ограниченному у машин с балансирной подвеской координатами осей балансиров.

У машин со смещенным назад центром тяжести наиболее вероятна потеря продольной устойчивости на подъеме. Продольная статическая устойчивость нарушается в момент отрыва передних колес от опорной поверхности, нормальная реакция Z1 которой на передний мост равна нулю.

Критический угол продольной устойчивости aк заторможенного тягача с незаторможенным прицепом на подъеме (см. рисунок 49) определяют из  условия  равновесия  относительно  центра  02  оси балансирной тележки. При этом угол продольного уклона a достигает критического значения aк. Тогда уравнение равновесия системы

 GТcosaк b – GТsinaк (hg – hБ) - Ркр (hc – hБ) = 0 .          (163)

Полагая Ркр = Gпsinaк, после решения уравнения (163) критический угол продольной устойчивости по опрокидыванию на подъеме

          ,           (164)

 
где hБ - высота центра оси балансира над опорной поверхностью, м. Отечественные   тягачи  с  балансирной  тележкой  имеют,  как  ранее  отмечалось, hБ = (1,0 - 1,05) r.