Эксплуатационные свойства лесных машин, страница 148

Рисунок 49 - Схема сил, действующих на автопоезд при стоянке

на уклоне с незаторможенным прицепом

После блокировки балансира на остов тягача дальнейшее опрокидывание возможно относительно точки 02². При этом длина L = Б + 0,5Бт контура опрокидывания резко возрастает до L = Б + Бт, а критический угол подъема по опрокидыванию - до aк².

У двухосных колесных тягачей (hБ = 0; L = Б) опрокидывание возможно относительно точки 02². Выражение (164) примет вид

                         .                            (165)

У одиночных машин и поездов, стояночные тормозные системы прицепных звеньев которые имеют дистанционный привод, Ркр = 0 и критические углы:

трехосных               ,                                 (166)

двухосных               .                                            (167)

Критические углы aк¢ продольной устойчивости по опрокидыванию на спуске определяют на основании уравнения моментов относительно точки 01 при Z2 = 0 (у трехосных тягачей при Z2 + Z3 = 0):

для поезда с незаторможенным прицепным звеном

                              ;                            (168)

для одиночной машины

                                     .                                       (169)

Критические углы продольной устойчивости по опрокидыванию определены из условия, что тягач удерживается на подъеме или уклоне тормозной силой Рт нагруженных колес, не превышающей силу Рj  их сцепления с опорной поверхностью (Рт  £ Рj).

Продольная устойчивость может быть нарушена из-за недостаточного сцепления  движителя с опорной поверхностью. В этом случае происходит сползание заторможенной машины вдоль склона или интенсивное буксование движителя тягача при движение на подъем. Наиболее вероятна потеря продольной устойчивости по сцеплению у поезда с неполноприводным тягачом.