Эксплуатационные свойства лесных машин, страница 131

Если машина не имеет устройств, регулирующих тормозные силы, то наибольшей эффективности торможения можно достичь только в каком-то частном случае, соответствующем конкретным значениям jх , f, a, b и hg.

В реальных условиях трудно обеспечить равенство тормозных сил на левом и правом колесе и оптимальное распределение тормозных сил между мостами. ГОСТ 22895-77* предусматривает допустимую разницу тормозных сил на колесах одного моста, не превышающую 15 % после обкатки и приработки тормозных механизмов, а ГОСТ 25478-91 устанавливает допуск на осевую неравномерность тормозных сил транспортных средств.

Коэффициент bт в некоторых литературных источниках по теории автомобиля определяют как отношение тормозной силы на передней оси к общей тормозной силе одиночного автомобиля. Однако это не меняет сущности физического процесса перераспределения тормозных сил.

Колесные тракторы тяговых классов от 6 до 20 кН имеют тормозные механизмы, связанные с задними колесами. В этом случае вышеуказанный коэффициент bт может быть использован при анализе тормозных свойств тракторных поездов, прицепные звенья  которых оснащены рабочей тормозной системой.

Расчетная зависимость оптимального коэффициента распределения тормозных сил bт для  груженой (Н = 100 %) и порожней (Н = 0) одиночной машины от коэффициента jх сцепления (см. рисунок 44) позволяет определить, какой мост блокируется первым в заданных дорожных условиях при аварийном торможении.

Подпись:      Поскольку блокировка задних колес наиболее опасна, то в  соответствии с Правилами № 13 (приложение 10) ЕЭК ООН распределение тормозных сил должно быть таким, чтобы передние колеса достигали блокировки у порожних грузовых автомобилей при jх  = 0,15 - 0,30.

Подпись: Рисунок 44 - Зависимость коэффициента распределения тормозных сил от коэффициента сцепления

При jх=0,3 оптимальный коэффициент распределения тормозных сил составит (см. рисунок 44) для груженого автомобиля bт1 и для порожнего - bТ2.  Если принять коэффициент распределения bт2, то у порожнего автомобиля, имеющего постоянное распределение тормозных сил, наибольшая эффективность торможения будет достигаться только при одном значении jх = 0,3.