Эксплуатационные свойства лесных машин, страница 125

Стояночная тормозная система предназначена для удержания машины на месте.  Управление стояночной системой - ручное, с воздействием на тормозные механизмы основной системы или на центральный (трансмиссионный) стояночный тормоз. Стояночная тормозная  система обеспечивает удержание новой  машины с номинальной нагрузкой в неподвижном состоянии на уклонах  не менее: грузового автомобиля - 20 %, автопоезда или отсоединенного  прицепного звена - 18 %, автотракторного поезда при наличии стояночной тормозной системы только на тягаче - 12 %.

Гусеничные и универсальные колесные тракторы (самоходные шасси), предназначенные для работы во внедорожных условиях, вспомогательной тормозной системы не имеют, а функцию стояночной выполняет рабочая тормозная система.

Транспортные прицепы и полуприцепы грузоподъемностью 1200 кг и более снабжены рабочей и стояночной тормозными системами.

11.2    Тормозная  диаграмма

По величине замедления различают аварийное (экстренное) с jз = 8 - 9 м/с2 и служебное (плавное) с jз = 2,5 - 3,0 м/с2.  Если в результате торможения конечная скорость машины равна нулю, то торможение считают полным, если после торможения сохраняется необходимая по условиям движения скорость - частичным. По статистике свыше 90 - 95 % случаев торможения относится к служебному.

Процесс экстренного торможения может быть описан графиком, изображенным на рисунке 41.

Начало координат оси абсцисс соответствует моменту, когда водителем замечена опасность при движении машины со скоростью u0.

На диаграмме приняты обозначения:

1) tр - время реакции водителя, включающее время t¢р психической реакции (оценка обстановки и принятия решения) и время t¢¢р физической реакции (перенос ноги с педали подачи топлива на тормозную педаль). На основании различных экспериментальных исследований время реакции в зависимости  от  ситуации,  квалификации,  индивидуальных  особенностей,   психического и физического состояния водителя  составляет tр = 0,2 - 1,5 с. В расчетах принимают tр = 0,8 с.

Подпись: