Эксплуатационные свойства лесных машин, страница 155

                                   ,                                     (184)

где сl - угловая жесткость подвески;

mк - подрессоренная масса тягача.

      При отсутствии поперечных ускорений нормальные реакции на бортах

                                    ;

                      .

Тогда угол крена, рад., тягача

              ,                   (185)

где сш - коэффициент нормальной жесткости шины.

Смещение нормальной реакции

x = сшу GТ sinb ,                                        (186)

где сшу - коэффициент боковой жесткости шины.

Значения сl , сш, сшу принимают по справочной литературе  для конкретной подвески и шины.

В уравнениях (184) и (186) sinb можно принимать равным sinbк .

При отсутствии необходимых параметров приближенное значение действительного угла поперечного уклона по опрокидыванию принимают

bl» (0,85 - 0,90) bк.                          

Критический угол поперечной устойчивости по сползанию (боковому скольжению)

bj = arctgjу  ,                                         (187)

где jу - коэффициент сцепления движителя с опорной поверхностью в поперечном направлении. Значение  jу можно принимать при ориентировочных расчетах jу = (0,8 - 0,9) jxmax  или  jу = jх100.

При движении машины или поезда по косогору возможно преодоление отдельных сосредоточенных препятствий (камней, пней, порубочных остатков, кочек, ям, канав и т.п.) одним из бортов, что снижает допустимый угол поперечной устойчивости по сравнению с расчетным от 40 до 60%. Поэтому при оценке эксплуатационной устойчивости и проходимости машин целесообразно пользоваться динамическим углом поперечной устойчивости