7.5. изготовление стержней в нагреваемой оснастке
Технологический процесс изготовления стержней в нагреваемой оснастке заключается в том, что стержневая смесь, заполнившая полость предварительно нагретого до 200-250 °С стержневого ящиКа, конструкция которого представлена на рис.6.16, в течение 15-60 с отверждается. Полученный стержень не требует дополнительной сушки, а его прочность достаточна для транспортирования и простановки в форму.
В настоящее время имеется большое многообразие смесей для изготовления стержней в нагреваемой оснастке, основу которых составляет сухой среднезернистый обогащенный кварцевый песок, на 100 мас.ч которого в типовом составе смеси используется (мас.%): смола — 1,40-2,35; катализатор — 0,21-0,50; стеарат кальция — 0-0,05; сурик железный 0,4-2,0. После приготовления смесь имеет следующие физико-механические свойства: текучесть — 60-65%; прочность при отверждении:
в горячем состоянии — 0,28-0,50 МПа; в холодном состоянии — 1,4-2,6 МПа; газотворная способность — 15-20 см3/г; газопроницаемость — 120-170 ед.; осыпаемость — 0,05-0,1%.
Нагрев модельной оснастки на машинах может быть газовый или электрический, а в случае применения в оснастке больших съемных частей в виде болванов используют комбинированный нагрев — газовый и электрический. Конструктивно системы нагрева могут быть встроенными и печными. Конструкция ящиков для печного нагрева относительно проста, однако равномерного прогрева при этом добиться трудно из-за периодичности этой операции. Кроме того, имеют место большие потери тепла на нагрев частей машины, несущих ящики, и систем толкателей. В связи с этим в последних проектах машин преимущество отдается индивидуальному печному нагреву стержневых ящиков газом. При электронагреве применяют нихромовые спирали, а при газовом нагреве — панельные газовые горелки или горелки инфракрасного излучения.
Встроенный электронагрев (рис.6.16) требует значительного усложнения конструкции стержневых ящиков, но он создает стабильность температурного режима, возможность прямого регулирования рабочей температуры, обеспечивает меньшие затраты энергии вследствие резкого уменьшения тепловых потерь. Для встроенного электронагрева используют в основном трубчатые электронагреватели — ТЭНы.
ТЭНы представляют собой стальные трубки диаметром 8- 16 мм, внутри которых находится спираль с высоким электрическим сопротивлением. Пространства между стержнями трубки и спирали заполнены огнеупорным диэлектрическим наполнителем, концы спиралей присоединены изолированным контактом. ТЭНы встраивают непосредственно в стенки стержневого ящика, если он практически постоянно закреплен на машине, или в стенки специальной нагревательной плиты, предназначенной для установки ящика.
Встроенный газовый нагрев обеспечивает наибольшую скорость и равномерность нагрева стержневого ящика, особенно его объемных частей. Применяют газовые горелки с трубчатыми коробчатыми стационарными коллекторами и газовые горелки, встроенные в плиту под толкателем.
В процессе работы на стержневых машинах осуществляют постоянный или периодический контроль и регулирование рабочей температуры стержневых ящиков. Контроль температуры выполняют термопарами, которые передают сигнал на соответствующий регистрирующий пирометрический прибор.
При изготовлении стержней, отверждаемых в нагреваемых ящиках, выполняют следующие операции.
К машине подают электроэнергию, сжатый воздух, воду и включают систему нагрева ящиков. После достижения необходимой температуры нагрева производят подготовку ящиков к работе, которая заключается в очистке и нанесении на рабочую поверхность ящика разделительного покрытия для уменьшения прилипаемости стержней и облегчения их извлечения. От правильности выполнения этой операции во многом зависит качество стержней, их размерная точность и производительность труда.
Разделительные покрытия должны иметь термостойкость не менее 300 °С, обеспечивать многократность с минимальным усилием съема стержней с оснастки после разового нанесения покрытия, а также незначительное газовыделение и образование минимального нагара, быть недефицитными.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.