Теория и технология литейного производства: Учебное пособие, страница 137

Крупносерийное производство стержней характеризуется большими партиями изготовляемых стержней (десятки тысяч штук) с обязательным повторением их производства через опре­деленные промежутки времени. Такие стержни применяют для изготовления отливок, предназначенных для сельхозмашино­строения, транспортного машиностроения и других отраслей.

К массовому производству относят постоянно изготовляе­мые стержни большими партиями, насчитывающими 100 тыс. и более штук в год. Это прежде всего стержни для изготовления отливок, предназначенных для автомобилестроения.

6.2. КОНСТРУКТИВНЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ СТЕРЖНЕЙ

Конструкция стержней должна обеспечивать минимальные отклонения размеров отверстий, полостей и других частей отлив­ки, устанавливаемые стандартом. Изготовление стержня ручным или машинным способом должно быть минимально трудоемким. Необходимым условием является простота стержневого ящика (отсутствие отъемных частей, впадин и выступов). При изготов­лении стержней на машинах наличие выступов и впадин требует доуплотнения под выступающими частями и в верхней части впадин.

В процессе изготовления мелких и средних стержней до­пускается только одна кантовка — при извлечении их из стерж-

15 Зак. 2456.

невого ящика. Для более крупных стержней следует предусмат­ривать возможность установки на сушильную плиту в положение установки в форму. Наиболее целесообразна конструкция тяже­лого стержня, изготовляемого вручную и перемещаемого краном, при которой отпадает операция кантовки. Если невозможно из­бежать кантовки, стержневой ящик снабжается специальными приспособлениями для этой операции: цапфами, скобами и др.

а

Рис.6.3. Конструкции стержней, обеспечивающие удобство

их установки в форму: а — с вспомогательным стержнем; б — общий стержень на две отливки


При невозможности установить основной стержень 1 (рис.6.3, а) для удобства сборки вводится вспомогательный стер- жбнь 2'

Прочность стержня — одно из основных требований к его конструкции. Следует по возможности избегать тонких перемы­чек между массивными частями стержней, приводящих к полом­кам в тонкой части. В таком случае стержень рационально разде­лять на две и более частей, что приводит к упрощению процесса и снижению трудоемкости, несмотря на дополнительные опера­ции по сборке и склейке частей. Разделение крупного стержня также необходимо, когда габариты стержневого ящика не вписы­ваются в габариты столов эксплуатируемых машин. И наоборот, два стержня объединяют в один, когда применение жеребеек для устойчивости стержня нежелательно (рис.6.3, б).

Каждый стержень, кроме основной части, оформляющей отверстия, полости и другие элементы отливки, должен иметь дополнительные части — знаки, служащие для фиксации устой­чивого положения стержня в форме, а также вывода газов, выде­ляющихся из стержня при заливке формы расплавом. По распо­ложению в форме различают горизонтальные (рис.6.4, а) и вертикальные (рис.6.4, б) стержни.

Рис.6.4. Расположение стержня в форме

Правильность установки и надежность крепления стержней в форме обеспечиваются размерами знаков и устройством фикса­торов. Знаки должны быть таких размеров, чтобы выдерживать нагрузку от массы стержня, давления расплава на верхнюю платформу и стержень. Размеры знака стержня определяют исхо­дя из наименьшей поверхности, при которой давление на участок формы, сопряженный со знаком стержня, не превышает 50-75% прочности формовочной смеси на сжатие (асж). Площадь поверх­ности знака (SH) в нижней полуформе зависит от массы стержня (Q) и прочности формовочной смеси (рис.6.4):