Теория и технология литейного производства: Учебное пособие, страница 140




Для свободного удаления каркаса из отливок при выбивке в отдельных его местах делают пережимы, уменьшающие сечение каркаса. При ударах каркас в местах пережимов разрушается и его по частям извлекают из отливок. Удобство использования

каркаса достигается устройством на его поверхностях специаль­ных бобышек и стоек, с помощью которых каркас точно и быстро устанавливают в стержневой ящик.

Каркасы классифицируют по способу их изготовления на проволочные, литые, сварные, разборные (рис.6.6), по степени сложности на простые, сложные и особо сложные; по конструк­тивным особенностям на рамочные литые, рамочные проволоч­ные, жесткие сварные с весками и без весок, по применяемым материалам на чугунные, стальные, комбинированные, из синте­тических материалов.

Проволочные каркасы (рис.6.6, а) применяют в основном при изготовлении тонкостенных стержней небольшой массы. Та­кие каркасы изготовляют из стальной проволоки различного се­чения, толщиной от 1,5-2 до 6-8 мм. Для скрепления (связыва­ния) отдельных элементов проволочных каркасов применяют тонкую проволоку диаметром 0,4-1,6 мм, которая обладает по­вышенной пластичностью.

Рис.6.6. Арматура стержней


Литые каркасы (рис.6.6, в) из чугуна или стали при­меняют для изготовления средних и крупных стержней. Это пря­мые или фасонные планки, отливаемые из чугуна марок С410 или С415 в зависимости от сложности и размеров литых карка­сов. Иногда используют и стальные литые каркасы.

Сварные каркасы (рис.6.6, б) применяют в условиях круп­носерийного и массового производства отливок. Они отличаются большой долговечностью и бывают: плоскими, плоскими рамоч­ными, рамочными с торцами и весками. Сварные каркасы изго­тавливают из стальных полос, листового проката, труб, прутков различной конфигурации.

Комбинированные каркасы (рис.6.6, г) представляют со­бой сочетание литых чугунных и стальных проволочных элемен­тов, соединенных между собой так называемой вязальной прово­локой или путем доливки стальных прутков чугуном (рис.6.6, е). Весьма эффективны в работе разборные комбинированные карка­сы (рис.6.6, д), собираемые из разборных и нормализованных элементов, которые можно использовать многократно. Разборные каркасы позволяют снизить расход металла, уменьшить трудоем­кость их изготовления, а также производства и выбивки стерж­ней.

Особое внимание уделяют изготовлению весок и их крепле­нию к каркасам (рис.6.7) в связи с тем, что с помощью весок крупные и средние стержни перемещают, подвергают отделке и устанавливают в формы при сборке. Чаще всего вески изготавли­вают из проволоки. Диаметр проволоки и число весок выбирают в зависимости от массы стержня. При этом размеры весок опреде­ляют по нормалям.




т

г+% м

!)                    UJ Ш