Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Нововведения как объект инновационного управления. Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента

Страницы работы

Содержание работы

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ



ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ. ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯ

ТЕЦДЕНЦИИ И РАЗНОВИДНОСТИ РАЗВИТИЯ.

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ

Разумныйчеловексамприспосабливаетсякокружающемумиру, неразумныйпытаетсяприспособитьокружающиймирксебе.

БернардШоу

Здравствуйте!   Сегодня вы приступаете к изучению новой учебной дисциплины с названием «Инновационный менеджмент», преподаваемой в  Региональном финансово-экономическом институте (РФЭИ),  и предназначенной для изучения студентами всех специальностей нашего учебного заведения.

Первая тема, которую мы рассмотрим в рамках данного курса, звучит следующим образом: «Тенденции и разновидности развития. Управление развитием». В соответствии с ней в сегодняшней лекции мы поговорим о цикличности и закономерностях развития, а также, познакомимся с основными определениями, которые будем использовать в дальнейшем, и классификацией инноваций.

Введение

Современная мировая экономическая система характеризуется рядом специфических черт, определяющих особенности функционирования всех ее субъектов. Это такие характеристики, как высокая насыщенность однородной стандартизированной продукцией/услугами, усиление нестабильности факторов внешней предпринимательской среды, качественное изменение вкусов и предпочтений потребителей в сторону наукоемких товаров и услуг, значительное сокращение времени на принятие управленческих решений и адаптацию к новым условиям, а также ограниченность внутрифирменных возможностей для привлечения дополнительных ресурсов.

В данных условиях актуальной становится проблема выделения основополагающих факторов конкурентоспособности компаний. Действительно, ответить на вопрос, что представляет собой современная преуспевающая компания, достаточно сложно. Не существует унифицированной системы рекомендаций, которая позволила бы оптимизировать деятельность любой компании вне зависимости от внутренних и внешних условий. Однако на основе изучения деятельности ведущих компаний на международном рынке можно с определенной долей уверенности выделить ряд общих характеристик, отличающих большинство успешных компаний. Это четкое фокусирование бизнеса, глобализация деятельности и высокая инновационная активность.

Появление в учебных планах российских вузов дисциплины «Инновационный менеджмент» продиктовано требованиями жизни. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития.

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение — инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия - распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Инновационный процесс имеет циклический характер. Эти моменты необходимо учитывать при создании гибких систем организации и управления экономикой.

Современные инновационные процессы достаточно сложны. Для проведения анализа закономерностей их развития необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений — инновационные менеджеры. Их задача — способствовать продвижению инновационного процесса, прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.

Для рыночной экономики характерна конкуренция самостоятельных фирм, заинтересованных в обновлении продукции, наличие рынка конкурирующих нововведений. Поэтому существует рыночный отбор нововведений, в котором участвуют инновационные менеджеры.

Инновационные менеджеры могут действовать в различных организационных структурах (академиях наук, вузах, научных обществах, исследовательских организациях, конструкторских бюро и др.), создавая творческие коллективы, занимаясь поиском и распространением новшеств, формированием портфеля заказов на научные исследования и разработки. Они управляют научными коллективами, координируют научные исследования. Все это определяет высокие требования к инновационным менеджерам: они должны обладать научно-техническим и экономико-психологическим потенциалом, инженерно-экономическими знаниями, качествами традиционного менеджера и ученого-исследователя, быть квалифицированными экономистами, способными оценить эффективность нововведений.

Новый сложный этап реформирования экономики России требует подготовки специалистов по инновационному менеджменту, владеющих методами управления научными коллективами, исследованиями и разработками и способных работать на рынке нововведений.

Данный курс представляет собой попытку комплексного и системного анализа основных аспектов инновационной деятельности компаний и выработки рекомендаций по повышению эффективности управления инновационными внутрифирменными процессами.

Похожие материалы

Информация о работе