Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Нововведения как объект инновационного управления. Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента, страница 74

Общественныеорганизации.

По мере роста технологического потенциала фирм и их ориентации на автоматизацию и компьютеризацию компании все больше зависят от профессиональных знаний и опыта своих служащих и рабочих. Уровень профессионализма неуправленческого звена все активнее влияет на способность фирм реагировать на перемены в технологической среде и усиление конкуренции.

Профсоюзы и другие профессиональные организации следят за соблюдением всех прав рабочих и служащих, обеспечением продвижения карьеры и одновременно «защищают» их от инноваций.

Профсоюзы ограничивают способность фирмы реагировать на перемены во внешней среде следующим образом:

•  во-первых, они оговаривают многие правила работы,   что   снижает   гибкость   руководства   в области    освобождения    одних   и    объединения функций других рабочих и служащих в целях более эффективного решения задач;

•  во-вторых,        профсоюзы        обязательно включают   в   трудовые   контракты   положение   о росте     стоимости     жизни,     что     увеличивает постоянные затраты фирмы вне зависимости  от рентабельности.

Эта ситуация создает инертность и ограничивает руководителей в принятии стратегических инновационных решений, соответствующих изменениям во внешней среде.

Например, в 1985 г. компания «СЫсадо ТпЬипе» столкнулась с конфликтом между профсоюзом и руководством компании, решившим использовать новую эффективную технологию. После упорной борьбы, которую выиграло руководство компании, «ТпЬипе» вложило 200 млн. долларов в автоматизацию своего печатного завода для снижения себестоимости, сократив при этом 400 рабочих мест — более 25 % всех занятых. С 1985 г. доходы фирмы возросли с 460 до 680 млн. долларов, прибыль увеличилась более чем в 2 раза: с 65 млн. до 160 млн. долларов в 1990 г. Но так как новая технология вытеснила рабочих, совершенно очевидно, что профсоюзы до сих пор пытаются всячески противостоять инновациям.

Деловыесообщества.

Современный этап развития экономики характеризуется наличием так называемых деловых сообществ, объединяющих фирмы одной или разных отраслей для достижения их целей. Компаниям, входящим в эти сообщества, вдвойне сложнее преодолеть сопротивление инновациям,




4


ОДИННАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ


ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ



так как нововведения одного члена сообщества незамедлительно сказываются на всех остальных, и тогда возникают две альтернативы: либо принять инновацию и сделать ее всеобщей, либо сообщество устанавливает своего рода вето на инновационную идею инициатора.

В качестве примера можно привести консерватизм, проявленный в начале 1990-х гг. сообществом автомобилестроителей. Стабильные связи между такими корпорациями, как «СМ», «Рога1» и «Спгуз1ег», имеющими общих поставщиков запчастей, единые рекламные агентства и системы сбыта, общих кредиторов и мощнейшую научно-техническую базу, не позволили руководителям компаний вовремя определить изменения на автомобильном рынке и предотвратить захват рыночных сегментов японскими конкурентами «Нопс1а», «Тоуо1а» и «М155ОП». Они не смогли перестроиться на использование новых рыночных преимуществ и сделать упор на качество и инновации вместо постоянного стремления увеличить товарооборот.

Объединенные в деловые сообщества компании, таким образом, имеют один менталитет и являются своего рода «островом единой стратегии и политики». Деловые сообщества формируются вокруг «технологической парадигмы» с одними стереотипами мышления, что обеспечивает базу для коллективного принятия согласованных решений. Эти парадигмы выступают в роли путеводителя фирм в процессе инноваций, направленных на усовершенствование технологий. Но в то же время они являются препятствием на пути инноваций в управлении, изменении ориентации фирмы или принятии новой рыночной стратегии.

Таким образом, любой инновации всегда сопутствует сопротивление.

Внутреннее сопротивление вытекает из субъективизма руководства, консерватизма служащих, недостаточности информации и низкой коммуникативности между отдельными уровнями и подразделениями компаний.