Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Нововведения как объект инновационного управления. Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента, страница 145

Избрание данной стратегии многими крупными технологическими компаниями, как правило, означает желание минимизировать риск и неопределенность, с которыми сталкиваются лидеры. Например, компания «1ВМ» позволила фирмам «АНа(г» и «Арр1е» первыми выйти на рынок персональных компьютеров, несмотря на наличие разработанной в своих подразделениях версии нового продукта. Эта стратегия дала возможность «1ВМ» верно оценить потенциал и емкость рынка, позволив избежать маркетинговых просчетов конкурентов, и вывести на рынок свою версию РС для корпоративных пользователей.

Имитационныестратегии: стратегия«копирования».

Отсутствие сильной базы НИОКР и наличие возможностей массового внедрения продукта в производство, а также значительный потенциал в области продвижения товара и маркетинговой деятельности в целом часто являются основными условиями избрания высшим руководством компании стратегии копирования. Фирмы, вставшие на этот путь, приобретают лицензию на право производства и коммерциализации нового товара либо лидера, либо последователя и начинают производство точной копии продукта. Не имея возможности получения сверхприбыли от лидерства на рынке, эти компании активно используют ценовые факторы для повышения рентабельности производства. Как правило, это становится возможным благодаря доступу к более дешевому сырью, материалам и рабочей силе, а также наличию мощной адаптированной производственной базы.

Сравнительное исследование «продуктовых» инноваций показывает, что 60% успешно запатентованных инноваций имитируются в течение 4 лет. Наиболее действенной система патентов оказалась в области производства лекарственных препаратов, где имитация стоила бы на 30% дороже, чем их разработка и выпуск для новаторов; в области производства химикатов — на 10% дороже, а вот имитация бытовой электроники - всего на 2%.

Примеров     успешной     реализации     стратегии



ВОСЕМНАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ


РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



копирования существует довольно много. Фирмы «А5Т», «Ое11 Сотригег» и «Раскага1 Ве11» значительно усилили свои позиции на рынке и стали приближаться к технологическим лидерам - «Согпрая», «Тапо!у» и «1ВМ». В то время как в 1989 г. доля «Тапс1у» (технологического лидера) на рынке компьютеров упала с 7,1% в 1987 до 4,8%, доля фирмы «Раскага1 Ве11» увеличилась до 3,7%. Такое положение стало результатом успешного копирования новых продуктов «1ВМ» и достижения комбинации более низких цен, сбыта через сеть крупных магазинов, а не через дилеров и более разнообразного набора услуг для пользователей. Используя методы ценовой конкуренции и экономя на исследованиях, фирмы имеют возможность сфокусировать свои усилия на изучении реакции рынка' на новый товар и интенсификации коммерческих усилий.

Имитационныестратегии: стратегии«зависимости»и «усовершенствования».

Эти две инновационные стратегии хотя и относятся к технологическим, однако степень инновационной активности избравших их фирм очень низка. В случае избрания стратегии зависимости фирма полностью признает свою второстепенную роль по отношению к лидеру и внедряет инновации только по требованию потребителей или компании-лидера. В последнем случае фирма вынуждена имитировать инновации других компаний, так как, во-первых, появляются новые соответствующие уровню технологий стандарты, а во-вторых, сам рынок полностью перестраивается на продукцию нового уровня. Наиболее типичным является выбор данной стратегии для фирм, относящихся к отраслям с низким уровнем наукоемкости, находящимся на государственном субсидировании, или малым (часто семейным) фирмам в сфере услуг.

Стратегию усовершенствования можно отнести к традиционному варианту инновационного поведения компаний до начала 1980-х гг. Эта стратегия состоит в принятии необходимости усовершенствования товара с главной целью снижения его себестоимости.