Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Нововведения как объект инновационного управления. Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента, страница 140

Завершается выработка комплексных стратегий формированием функциональных стратегий, ориентированных на функциональные службы предприятия. К ним относятся:

1} маркетинговая, способствующая выполнению стратегических решений в рамках сформированной товарно-рыночной стратегии;

2)  производственная, обеспечивающая структуру и объемы   производства   в   рамках   сформированного производственного     портфеля     при     оптимальном использовании ограниченных ресурсов;

3)       инвестиционная     стратегия     распределения финансовых ресурсов по принятым направлениям.

Таким образом, стратегическое управление имеет ступенчатый трехуровневый характер, причем на первом уровне вырабатывается общее направление деятельности предприятия, а на последующих — условия достижения поставленных целей.

Стратегическое планирование как функция инновационного менеджмента

Рассмотрение механизма стратегического управления показывает, что на каждом из трех его уровней инновационная составляющая выступает приоритетной.

На начальном уровне, в товарно-рыночной стратегии, на первый взгляд, инновационная составляющая проявляется только при выборе стратегии развития товара или стратегии диверсификации, поскольку они предполагают разработку и освоение продуктов-инноваций. Вместе с тем уже известные, традиционные товары могут производиться с использованием новых технологий.

Это позволяет расширить матрицу «товары/рынки»,


которая рассмотрена в таблице 2.

Таблица 2. Развитие матрицы «товары/рынки»

Товары Рынки

Освоенные товары,

производимые по традиционной

технологии

Освоенные товары,

производимые по новой

технологии

Новые товары,

производимые по новой

технологии

Освоенные

Стратегия проникновения на рынок

Стратегия совершенствования товара

Стратегия развития товара

Новые

Стратегия развития рынка

Стратегия создания новых сегментов рынка

Стратегия диверсификации

На втором уровне, при осуществлении конкурентных стратегий реализуются конкретные инновационные стратегические решения. Как правило, они имеют точечный характер или направлены на выравнивание технического уровня производства. В первом случае инновационные решения принимаются в отношении отдельных стадий основного производства с целью повышения производительности труда, снижения затрат. Недостаток такого подхода заключается в неравномерности технологического развития отдельных подразделений предприятия. Во втором случае инновационные решения направлены на ликвидацию узких мест и призваны «подтянуть» технический уровень вспомогательного производства и обслуживающих хозяйств до уровня основного производства.

На третьем уровне вырабатывается стратегия деятельности функциональных подразделений, в том числе научно-технических. Это касается определения направлений               работы             научно-технических подразделений и зависит от инновационного потенциала предприятия. Основными стратегическими решениями могут быть следующие:

•  самостоятельная    разработка    инновационных проектов;

•  приобретение патентов, лицензий;

•  заключение  договоров   с  научно-техническими организациями по разработке инновационных проек тов.

Таким образом, на всех уровнях стратегического управления одной из основных выступает инновационная составляющая. Это означает, что инновационный менеджмент на современном уровне развития экономики превращается в ведущий элемент стратегического управления.

Итак, мы выяснили, что одной из характеристик современного менеджмента является ярко выраженное усиление функции планирования. Роль планирования повышается во всех без исключения сферах управления компанией: от производства до сбыта, от распределения ресурсов до кадровой политики.

Данное обстоятельство вызвано рядом факторов, среди которых главное место занимает тенденция усиления непредсказуемости предпринимательской среды и риска, связанного с функционированием компаний.