фективности функционирования компании. Инновации в широкой интерпретации - это научно-технический прогресс в рамках отраслей, стран и регионов. А в узком смысле под инновациями следует понимать конкретные нововведения на фирме.
Такое понимание инноваций дает возможность выделения инновационного менеджмента как процесса управления нововведениями, основанного на применении присущих менеджменту принципов и функций.
Изучение деятельности современных компаний позволяет выделить и ряд общих принципов эффективного управления инновациями. В первую очередь это комплексностьи перманентностьинновационной деятельности.
Комплексностьпредполагает создание поддерживающей системы, позволяющей максимально эффективно использовать преимущества от продуктовых инноваций. Основными составляющими данной системы являются: инновативная организационная структура, стимулирующая творчество и новаторство политика управления персоналом, новые и усовершенствованные технологии производственных процессов и, наконец, инновационный маркетинг, направленный на создание уникальных рыночных условий реализации нового продукта. Таким образом достигается максимально высокий уровень инно-вативности компании, не позволяющий конкурентам пользоваться преимуществами копирования новинок.
Перманентностьинновационной деятельности преследует те же цели и достигается путем создания глобальной инновационной базы, которая позволяет использовать одни и те же ресурсы и ноу-хау для постоянного внедрения продуктовых инноваций. Оба вышеназванных принципа инновационного менеджмента являются основополагающими при стратегическом планировании инноваций и рассматриваются более подробно в главе, посвященной планированию инновационной деятельности.
Среди прочих принципов современного инновационного менеджмента можно назвать:
• обязательное целеполагание и стратегическое планирование инновационных процессов для достижения корреляции между глобальными стратегиями компании и специфическими целями конкретных инновационных про ектов;
• сочетание централизации в определении стратеги ческих приоритетов и источников финансирования инно вационной деятельности и децентрализации в области исследований и разработок, инновационного маркетин га, организации и оперативного управления инноваци онными проектами;
• коллегиальность в принятии важнейших инноваци онных решений и обеспечение участия низовых звеньев управления и служащих в процессе планирования ново введений.
К основным функциям инновационного менеджмента относят: планирование, маркетинг, организацию, контроль и анализ эффективности инновационной деятельности.
Исходя из перечисленных функций можно выделить основные этапы (фазы) осуществления инновационного менеджмента:
• сбор и анализ информации;
• постановка целей инновационного процесса;
• разработка общих инновационных стратегий;
• принятие управленческих решений;
• планирование инновационного процесса по фа зам;
• организация и оперативное руководство;
• учет и контроль;
• корректировка целей и планов.
Для раскрытия сущности и содержания вышеназванных функций и принципов инновационного менеджмента следует вначале обратиться к классификации инновационных процессов, осуществляемых фирмами.
Исходя из определения инноваций и анализа современной инновационной деятельности компаний целесообразным представляется выделение следующей методологии классификации инноваций:
• по степени рыночной новизны;
• по причинам проведения;
• по объекту инноваций.
Классификация инноваций по степени рыночной новизны предполагает деление всех нововведений на первичныеи вторичные. При этом первичные инновации включают в себя инновации первой волны и инновации второй волны.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.