Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Нововведения как объект инновационного управления. Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента, страница 7

фективности функционирования компании. Инновации в широкой интерпретации - это научно-технический прогресс в рамках отраслей, стран и регионов. А в узком смысле под инновациями следует понимать конкретные нововведения на фирме.

Такое понимание инноваций дает возможность выделения инновационного менеджмента как процесса управления нововведениями, основанного на применении присущих менеджменту принципов и функций.

Изучение деятельности современных компаний позволяет выделить и ряд общих принципов эффективного управления инновациями. В первую очередь это комплексностьи перманентностьинновационной деятельности.

Комплексностьпредполагает создание поддерживающей системы, позволяющей максимально эффективно использовать преимущества от продуктовых инноваций. Основными составляющими данной системы являются: инновативная организационная структура, стимулирующая творчество и новаторство политика управления персоналом, новые и усовершенствованные технологии производственных процессов и, наконец, инновационный маркетинг, направленный на создание уникальных рыночных условий реализации нового продукта. Таким образом достигается максимально высокий уровень инно-вативности компании, не позволяющий конкурентам пользоваться преимуществами копирования новинок.

Перманентностьинновационной деятельности преследует те же цели и достигается путем создания глобальной инновационной базы, которая позволяет использовать одни и те же ресурсы и ноу-хау для постоянного внедрения продуктовых инноваций. Оба вышеназванных принципа инновационного менеджмента являются основополагающими при стратегическом планировании инноваций и рассматриваются более подробно в главе, посвященной планированию инновационной деятельности.

Среди прочих принципов современного инновационного менеджмента можно назвать:

•  обязательное   целеполагание   и   стратегическое планирование инновационных процессов для достижения корреляции между глобальными стратегиями компании и специфическими целями конкретных инновационных про ектов;

•  сочетание централизации в определении стратеги ческих приоритетов и источников финансирования инно вационной деятельности и децентрализации в области исследований и разработок, инновационного маркетин га, организации и оперативного управления инноваци онными проектами;

•  коллегиальность в принятии важнейших инноваци онных решений и обеспечение участия низовых звеньев управления и служащих в процессе планирования ново введений.

К основным функциям инновационного менеджмента относят: планирование, маркетинг, организацию, контроль и анализ эффективности инновационной деятельности.

Исходя из перечисленных функций можно выделить основные этапы (фазы) осуществления инновационного менеджмента:

•  сбор и анализ информации;

•  постановка целей инновационного процесса;

•  разработка общих инновационных стратегий;

•  принятие управленческих решений;


•  планирование инновационного процесса  по фа зам;

•  организация и оперативное руководство;

•  учет и контроль;

•  корректировка целей и планов.

Для раскрытия сущности и содержания вышеназванных функций и принципов инновационного менеджмента следует вначале обратиться к классификации инновационных процессов, осуществляемых фирмами.

Исходя из определения инноваций и анализа современной инновационной деятельности компаний целесообразным представляется выделение следующей методологии классификации инноваций:

•  по степени рыночной новизны;

•  по причинам проведения;

•  по объекту инноваций.

Классификация инноваций по степени рыночной новизны предполагает деление всех нововведений на первичныеи вторичные. При этом первичные инновации включают в себя инновации первой волны и инновации второй волны.