Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Нововведения как объект инновационного управления. Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента, страница 186

Все нововведения приходится рассматривать как комплексные, в единстве всех их сторон: технической, экономической и социальной.

Содержание инновационного предложения, которое может рассчитывать на встречную потребность предпринимателя, действующего в сфере материального производства, также определяется состоянием бизнеса1 в конкретном секторе (нише) рынка,                иначе                говоря,                 состоянием конкурентоспособности предприятия, фирмы на данном этапе их развития.

Конкуренция ведется предпринимателями за ограниченный объем платежеспособного спроса. Если они терпят поражение в борьбе за присутствие в освоенной рыночной нише, то возникает проблема перехода в другие ниши или даже сегменты рынка, что связано с освоением новых бизнес-линий. Как уже отмечалось, нововведения выступают основным инструментом в борьбе с конкурентами.

Конкуренты влияют на возможности предпринимателя устанавливать цену на свою продукцию и, как следствие, на издержки производства; на направления и возможности реинвестирования капитала для поддержки конкурентоспособности или венчурных вложений в новый бизнес.

Давление конкурентов на рынке сырья также приводит к снижению прибыли. Все это в каждый момент времени может подорвать финансовое положение предпринимателя и привести к банкротству. Восстановление конкурентоспособности — наиболее сложный процесс. Это как запущенная болезнь, излечить которую удается путем интенсивной инновационной «терапии» или «хирургическим» инновационным вмешательством.

Очевидные экономические факторы повышения (восстановления) конкурентоспособности (снижение цены; сокращение длительности хозяйственного цикла и производственных издержек; повышение выхода готового продукта высшего качества) могут быть задействованы за счет использования новшеств и управленческих ноу-хау.

В зависимости от положения на рынке (возможностей предложить новое качество товара) предприниматель следует определенной стратегии в конкурентной борьбе за выживание, которая в теории сводится к комбинации неценовой и ценовой конкуренции. В связи с этим у него появляется не только потребность в инновациях, но и необходимость активно



ЧЕТВЕРТАЯ ЛЕКЦИЯ


РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



влиять на предложения рынка интеллектуальной продукции в своих интересах.

С другой стороны, инициативные инновационные предложения также изначально ориентированы на определенных производителей товаров и услуг.

Венчурное предложение инновационного товара в основе содержит радикальное новшество, что создает стартовые условия для бизнеса на рынках, свободных от конкуренции. В то же время это предложение сопровождает ряд основных рисков:

•  рыночный риск - определен высокой вероятно стью потери капитала в связи с непрерывным движени ем спроса и предложения;

•  бизнес-риск - выражается в достоверности эко номической оценки инновационного товара и возмож ностей реализации конкурентного преимущества;

•  финансовый риск — связан с изменением стоимо сти активов в период инвестирования и коммерческой реализации новшества.

При радикальном нововведении опасность провала достаточно велика, но способности инновационного менеджера управлять таким процессом позволяют рассчитывать на сверхвысокую прибыльность венчурного бизнеса. Возможности воспользоваться инновационным товаром, приводящим к радикальным изменениям в материальном производстве и на товарных рынках, создаются путем вложений в истоки инновационного радикализма — фундаментальные и прикладные исследования. Тем самым как бы замыкается круг стремлений не только к знанию вообще, но и к практическому, коммерческому использованию результатов интеллектуальной деятельности.