Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Нововведения как объект инновационного управления. Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента, страница 136

Для изменения сложившейся ситуации сделаны определенные шаги на государственном уровне. Преодоление научно-технической и технологической зависимости России от внешних источников включено в ряд основных задач по обеспечению ее национальной безопасности. На совместном заседании президиума Госсовета, Совета безопасности и Совета при Президенте РФ по науке и технологиям в марте 2002 г. были приняты «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на перспективу». В них признано, что одной из главных задач государства на ближайшие несколько лет будет «формирование национальной инновационной системы». Она предусматривает поддержку не только развития фундаментальных и прикладных исследований, но и всего инновационного цикла, включая производство наукоемкой продукции, имеющей платежеспособный спрос. Таким образом, наука и технологии включены в стратегические направления развития экономики страны.

В разработанной Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.) была признана неэффективность инерционного развития экономики и определена политика в области науки. Главной целью государственной политики в сфере науки в среднесрочной перспективе было названо сохранение и развитие национального научного потенциала путем укрепления кадрового состава, совершенствования механизмов финансирования науки. Приоритетными направлениями, на которых предложено сфокусировать основное внимание и поддержку научных разработок, были приняты следующие:

•  информационные технологии и электроника;

•  производственные технологии;

•  новые материалы и химические технологии;

•  технологии живых систем;

•  экология и рациональное природопользование. Повышение       внимания       к       инновационной деятельности на уровне государства поможет, с одной стороны, активизировать использование научного потенциала страны, с другой — повысить инновационную активность отечественных предприятий. Увеличение инновационной активности отечественных предприятий — многоаспектная проблема, в решении которой немаловажное значение имеет использование стратегических методов управления.



ВОСЕМНАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ


РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



Необходимость и условия стратегического управления

Развитие экономики во второй половине XX в. ознаменовалось серьезными изменениями во внешней среде, связанными со вступлением развитых стран в постиндустриальную эпоху. Эти изменения затронули и отечественную экономику. Если раньше, особенно в условиях административной системы управления, основной задачей предприятий было увеличение объемов производства при наиболее эффективном использовании ресурсов, то при переходе к рынку они столкнулись снеобходимостью учитывать многочисленные факторы внешней среды. При этом одни из этих факторов непосредственно влияют на деятельность предприятия, другие оказывают косвенное влияние.

К первой группе факторов относятся:

•  условия   поставки   производственных  ресурсов, определяемые поставщиками;

•  требования   потребителей   к   качеству,   цене, внешнему виду и другим характеристикам товара;

•  предложения  конкурентами  рынку аналогичных товаров или товаров-заменителей;

•  изменения законодательных актов;

•  деятельность органов исполнительной власти;

•  деятельность профсоюзов.

Ко второй группе факторов относятся:

•  международная обстановка;

•  внешнеэкономическая ситуация;

•  политическая ситуация внутри страны;

•  состояние экономики страны;

•  уровень научно-технического развития в основ ных отраслях;

•  социально-культурный уровень.