Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Нововведения как объект инновационного управления. Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента, страница 164

5)  фондовооруженность труда работников фирмы (отношение   стоимости    активной   части   основных производственных    фондов    к    численности    всех работников фирмы).

К факторам, влияющим на организационный уровень производства, рекомендуется относить следующие:

1)  уровень      специализации      производства (отношение,  например, стоимости  годового  объема профильной продукции к общему объему продукции, произведенной за тот же период);

2)  уровень      кооперирования      производства


(отношение годового объема комплектующих изделий к общему объему продукции, произведенной за тот же период);

3)  коэффициент сменности работы технологического оборудования;

4)  укомплектованность штатного расписания фирмы, о/ /о,

5)     удельный    вес    основных    производственных рабочих в численности работников фирмы, %;

6)  показатель текучести кадров за год, %;

7)  потери рабочего времени, %;

8)  коэффициент (показатель) частоты травматизма (по статотчетности);

9)  коэффициент (показатель) пропорциональности частичных производственных процессов по мощности;

10)  коэффициент непрерывности производственных процессов;

11)  коэффициент параллельности производственных процессов;

12)  коэффициент прямоточное™ производственных процессов;

13)    коэффициент   ритмичности   производственных процессов. Тактическое управление перечисленными факторами   ОТУП   позволит   найти   резервы   его повышения.     Для     осуществления     стратегического управления       факторами       ОТУП       необходимо прогнозировать их изменение в будущем.

Полученные значения частных, обобщающих и комплексного показателей ОТУП используются для анализа их прогрессивности, нахождения узких мест для повышения ОТУП и стратегического прогнозирования.

Прогнозирование ОТУП рекомендуется осуществлять в следующей последовательности:

1)  прогнозирование параметров «входа» системы конкурентоспособности   товаров   фирмы   на   срок, установленный    в    стратегии    фирмы    (эту   работу выполняют отделы маркетинга и НИОКР);

2)  прогнозирование параметров обеспечивающей подсистемы;

3)   прогнозирование частных показателей  ОТУП, обеспечивающих соответствие параметров «процесса» (ОТУП) требованиям «входа» системы;

4) оценка ОТУП по прогнозным нормативам;

5)     разработка   и    согласование   мероприятий, обеспечивающих достижение в  будущем повышения ОТУП до требуемого уровня;

6)   разработка  и  согласование  организационных проектов по реализации инвестиционных проектов.

Реинжиниринг как инструмент повышения

организационно-технического уровня

производства

Реинжиниринг в какой-то мере является синонимом выражения «техническое перевооружение» из советской экономики. Коль Россия приняла условия игры по законам рынка, то во многих сферах деятельности нам приходится переходить на международную рыночную терминологию. Поскольку понятие «реинжиниринге по аналогии с системами измерений, статистики, управления качеством, экологической безопасности, бухучета и другими на международном уровне пока не стандартизовано, приведем авторское определение этого понятия.

Инжиниринг — процесс повышения организационно-


ДВАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ


ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ



технического уровня производства организации, обеспечивающего уровень конкурентоспособности процесса не ниже уровня конкурентоспособности ее входа, путем проведения научно-исследовательских, экспериментальных,                проектно-консгрукторских, технологических и строительных работ. Инжиниринговые работы могут выполнять как организации самостоятельно, так и инжиниринговые компании.

Реинжиниринг ~~ процесс повышения организационно-технического уровня производства организации посредством применения более тонких инструментов (научных и технических средств) инжиниринга или инжиниринга нового (следующего) поколения. Например, если весь инструментарий научных основ инновационного менеджмента принять за 100%, то в настоящее время организации «утруждают» себя изучением и применением не более 10% научных инструментов. Решение крупных стратегических проблем без применения этих инструментов невозможно.