Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Нововведения как объект инновационного управления. Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента, страница 109

В Российской Федерации основу антимонопольного законодательства составляет закон РФ от 22.03.91 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который регулирует отношения хозяйствующих субъектов на республиканском и местных товарных рынках. Государственным комитетом по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России) утверждены методические рекомендации по определению границ и объемов товарных рынков. Установленные в соответствии с данными рекомендациями характеристики товарных рынков используются для определения доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке. Со стороны государства принимаются меры по предотвращению доминирующего положения на товарных рынках. ГКАП России формирует Государственный реестр объединений и предприятий-монополистов.

Анализ конкурентоспособности организации и ее конкурентов

Конкурентоспособность                             организации рекомендуется оценивать на основе показателей конкурентоспособности товаров с учетом значимости рынков, на которых они были реализованы. Конкурентоспособность отрасли можно измерить на основе конкурентоспособности, например, 30 лучших товаров отрасли. Конкурентоспособность страны можно измерить на основе главных показателей, определяющих качество и эффективность отдельных сторон деятельности в прошлом, настоящем и будущем.

Для оценки конкурентоспособности организации сначала необходимо провести анализ ее состояния. Качество анализа будет высоким при его проведении с позиций системного подхода. Тогда анализ можно называть системным.

Цель системного анализа организации — установление стратегических и тактических факторов


повышения конкурентоспособности выпускаемых товаров, эффективности и устойчивости функционирования организации.

Этапы проведения системного анализа состояния организации предлагается «привязывать» к структуре системы стратегического менеджмента:

1. Анализ   качества   научного   сопровождения системы стратегического менеджмента с точки зрения количества и глубины применяемых научных подходов и методов управления.

2.  Анализ   компонентов   выхода   системы,   т.е. качества   стратегии   организации,   уточнение  целей исходя из ее внутренних слабых и сильных сторон, внешних угроз и возможностей (ЗМОТ-анализ).

3.  Анализ конкурентоспособности, эффективности и      устойчивости      функционирования      основных конкурентов на выходе организации, внешних угроз и возможностей, внутренних сильных и слабых сторон конкурентов.

4.  Анализ механизма действия закона конкуренции в    отрасли,    антимонопольного    (антитрестовского) законодательства,    формы     (структуры)    и    силы конкуренции в отрасли.

5.     Анализ   факторов   макросферы   страны   и инфраструктуры      данного       региона       (города), оказывающих позитивное и негативное влияние на организацию.

6.  Анализ механизма действия закона конкуренции на         входе         системы,         антимонопольного законодательства     и     силы     конкуренции     среди поставщиков организации.

7.     Анализ    внешних   угроз    и    возможностей, внутренних сильных и слабых сторон организации по сравнению    с    конкурентами    в    обеспечивающей подсистеме, т.е. в правовом, методическом, ресурс ном, информационном обеспечении организации.

8.    Анализ  сильных   и   слабых  сторон,  угроз   и возможностей   организации   в   ее   организационнотехническом  и  социальном  развитии   («процесс»  в системе).

9.     Анализ   качества   управляемой   подсистемы системы    стратегического    менеджмента    в    части формирования   системы   показателей   качества   и ресурсоемкое™ товаров, качества их сервиса, инфра структуры рынка, организации анализа эффективности этих   направлений  деятельности   и   формулирования мероприятий по их улучшению.

10.  Анализ   качества   управляющей   подсистемы системы    стратегического    менеджмента    в    части управления персоналом по разработке и реализации стратегических     и     тактических     управленческих решений.