Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Нововведения как объект инновационного управления. Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента, страница 225

Однако базовые документы федерального уровня недостаточно полно регулируют решение проблем инновационной деятельности, а по истечении времени требуются уточнения их отдельных уложений. Например, Федеральный закон «О конкурсах на разрешение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» от 6 мая 1999 г. № 97-ф сохраняет установленный в 1997 г. Указом Президента РФ порядок, согласно которому заказы на товары, услуги и работы для государственных нужд размещаются на торгах (конкурсах). Следовательно, окончательное решение о победителях конкурсов принимает конкурсная комиссия путем голосования, и члены комиссии, работая на общественных началах, ответственности за свое


ДВЕНАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ


РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



решение не несут. В итоге, должностным лицам администрации региона нет смысла применять научные методы оценки бюджетной эффективности инвестиционных проектов, поступивших на конкурс. Они не могут предлагать членам комиссии свои выводы и рекомендации, не несут ответственности за размещение заказа, ибо решение принимает комиссия. Они отвечают лишь за соблюдение нормативных актов по процедуре проведения конкурсов.

Таким образом, нормативно-правовая база государственного регулирования инновационной деятельности с необходимостью дополняется в регионах в форме соответствующих законов субъектов Федерации, постановлений глав исполнительной власти, разработкой и утверждением концепции региональной научно-технической и инновационной политики.

2.       Создание     условий     для     активизации инновационной   деятельности.   К   этим   условиям относятся         законодательное         установление долговременного        порядка        финансирования программ  и  проектов  за  счет средств   бюджета региона,   привлечение   средств   из   федерального бюджета        и        внебюджетных        источников, формирование и развитие региональной рыночноориентированной инфраструктуры научной, научнотехнической   и   инновационной  деятельности.   Зве ньями данной инфраструктуры выступают патентнолицензионный центр, технопарки, фонды, центры по сертификации   инновационной   продукции,   оценке промышленной                собственности,              бизнеспланированию,    защите    интересов    авторов    и патентообладателей.

3.   Формирование территориального заказа на научную,    научно-техническую    и    инновационную продукцию,   обеспечивающего   решение   проблем регионального значения; развитие конкурсных начал в размещении заказа и распределении бюджетных средств      на      разработку      и      реализацию соответствующих       программ       и       проектов; рациональное    использование    закрепленной    в собственности региона указанного рода продукции, полученной за счет средств бюджета.

4.             Стимулирование         изобретательской деятельности,   привлечение   молодежи    в    науку, импорт новых научно-технических знаний технологий и экспорт собственных технологий  и  наукоемкой продукции.

5.       Формирование     нормативно-методической базы,   как    неотъемлемой    части    практического механизма разработки и реализации региональной политики в сфере науки и техники. В состав этой базы   входят,   например,   такие   документы,   как положения   о   коллегии   комитета   по   науке,   по государственной аккредитации научных организаций, о    целевых    конкурсах    по    размещению    тер риториального заказа, о  грантах губернатора  в сфере науки и техники, формы договоров и других конкурсных материалов.

6.   Обеспечение полноценной информационной среды,       включающей       базу       данных       и автоматизированную систему мониторинга научнотехнического потенциала региона, координации  и


сопровождения выполнения программ и проектов, издание рекламных материалов, организацию проведения конференций и выставок.

Саморегулирование межфирменных отношений в области инноваций

В условиях глобализации стратегия межфирменного сотрудничества становится важной составляющей стратегии роста и повышения конкурентоспособности компаний. Фирмы выбирают методы конкуренции, которые позволят им найти способы решения рыночных проблем в долгосрочной перспективе. Различия политики компаний в отношении межфирменной кооперации связаны с их позициями на товарных рынках и степенью зрелости этих рынков. Особое место в межфирменном сотрудничестве занимает научно-техническая кооперация.