Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Нововведения как объект инновационного управления. Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента, страница 22

4.  Электронизация   производства   предполагает обеспечение     всех     подразделений     организации высокоэффективными   средствами  электроники  —  от персональных компьютеров до спутниковой системы связи     и     информации.     На     базе     ЭВМ     и микропроцессоров       создаются       технологические комплексы, машины и оборудование, измерительные, регулирующие и  информационные  системы, ведутся проектно-конструкторские      работы      и      научные исследования,     осуществляются      информационное обслуживание, обучение. Это обеспечивает высокую производительность     труда,      сокращает     время получения     информации,     увеличивает     скорость производственного процесса.

5.  Создание   и   внедрение   новых   материалов, обладающих    качественно    новыми    эффективными свойствами   (жаропрочностью,   сверхпроводимостью, коррозионной  и  радиационной  стойкостью  и т.п.), позволяет        повышать        конкурентоспособность производимой   продукции.   Это,   в   свою   очередь, положительно отражается  на  показателях прибыли организации.

6.  Освоение  новых технологий  открывает пути решения   многих   производственных   и   социальноэкономических     проблем.     В     производственном процессе принципиально новые технологии позволяют увеличить  объем  выпускаемой   продукции,  не  при влекая    дополнительные    факторы     производства. Развитие   новых   биотехнологий   поможет   решить проблемы голода в развивающихся странах, борьбы с вредителями     сельскохозяйственных     культур     без ущерба    экологии,   обеспеченности    сырьем   всех регионов мировой экономики, создания безотходного производства.

Отечественные предприятия в условиях спада производства в период экономических реформ столкнулись с серьезной проблемой в области инновационного развития. Основные сложности были вызваны отказом в финансировании НИОКР со



ВТОРАЯ ЛЕКЦИЯ


ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ



стороны государства, что привело к временному замораживанию этого вида деятельности в организациях. Однако сегодня многие российские предприятия начали адаптироваться к рыночным условиям, и наметился некоторый подъем отечественной промышленности. Переход предприятий на самофинансирование, привлечение инвестиций крупных международных организаций дали новый толчок инновационной деятельности предприятий. Кроме того, руководители промышленных предприятий осознали, что стратегическое планирование в области инноваций ~ основополагающий элемент повышения эффективности деятельности фирмы в рыночных условиях хозяйствования. В связи с этим часть внутренних инвестиций стала направляться на инновационное развитие предприятия.

Инновации, тем не менее, требуют не только значительных инвестиций, но и эффективного управления с целью получения положительного результата от их применения.

Механизм управления инновациями

Чтобы организовать процесс управления инновациями на микроуровне, необходимо решить следующие задачи:

•  привести    в   соответствие   цель   управления инновациями с целью функционирования организации в целом (например, разработка качественно нового товара для захвата определенного сегмента рынка);

•  выявить  свои   конкурентные   преимущества   и недостатки  (например,  квалифицированный  опытноконструкторский персонал, но слабая инвестиционная база);

•  определить   методы   управления   инновациями (аналитические,                       опытно-экспериментальные, прогнозирования,        экономические,       социальнопсихологические, административные и др.);

•     построить механизм управления инновациями. Рассмотрим    элементы    механизма    управления инновациями более подробно.

1. Прогнозирование   инноваций   в   организации представляет собой нахождение наиболее вероятных и   перспективных   путей    развития   в   технической области. Оно дает возможность заглянуть в будущее и увидеть, какие наиболее вероятные изменения могут произойти    в    области    применяемой    техники    и технологии, а также в выпускаемой продукции и как это скажется на конкурентоспособности организации.