С продуктовыми инновациями тесно связаны и так называемые процессные. Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Процессныеинновации—это освоение новой или значительно усовершенствованной продукции, организации производства. Выпуск такой продукции невозможен при использовании имеющегося оборудования или применяемых методов производства. Следует отметить различия американской и японской систем иннова-
|
6
ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯ
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ций: в США 1/3 всех инноваций относится к процессным, а 2/3 — к продуктовым; в Японии обратное соотношение.
К началу 1980-х гг. маркетинговая концепция была положена в основу деятельности большинства крупных компаний. Рыночные инновации по частоте внедрения и многоплановости опережают остальные типы нововведений. Это объясняется их относительно низкой «стоимостью», с одной стороны, и высокой вариативностью -с другой. Фирмы могут взять на вооружение применяемые конкурентами наиболее эффективные маркетинговые стратегии и меры в областях ценовой, сбытовой, товарной и коммуникационной политики, а могут привнести что-либо абсолютно новое в практику маркетинговой деятельности в глобальном масштабе.
Среди наиболее распространенных видов маркетинговых инноваций (как первичных, так и вторичных) можно выделить следующие:
• использование новых методов маркетинговых ис следований;
• применение новых стратегий сегментации рынка;
• выбор новой маркетинговой стратегии охвата и развития целевого сегмента;
• изменение концепции, заложенной в ассортимент ной политике;
• модифицирование кривой ЖЦТ;
• репозиционирование товара;
• изменение имеющейся или использование новой ценовой стратегии, новых методов установления исход ной цены и/или системы скидок;
• построение новых каналов сбыта, изменение на правленности сбытовой политики компании, выход на новые рынки сбыта;
• использование новых форм и средств коммуника ционной политики: новый вид, характер и средства рек ламы или избрание нетрадиционных для фирм методов стимулирования сбыта и привлечения потребителей и т. д.
Необходимо отметить тот факт, что маркетинговые инновации очень часто являются непременным следствием внедрения других видов инноваций, особенно это касается товарных нововведений. Тем не менее, маркетинговые инновации могут носить и обособленный характер и использоваться для более эффективного продвижения старого товара или услуги.
Управленческие инновации стали активно внедряться компаниями с середины 1980-х гг. и явились следствием перехода к так называемому новому управленческому порядку. Основой данного подхода является использование принципа максимально эффективного управления компанией. В настоящее время считается, что самая высшая позиция в бизнесе (доля рынка, прибыльность, темпы роста) достигается не только и не столько фирмами, сделавшими прорыв в прикладных исследованиях или обладающими уникальными конкурентными преимуществами, сколько компаниями с высоким уровнем профессионализма и «ноу-хау» в области менеджмента. Управленческие инновации предполагают, прежде всего, реструктуризацию компаний, то есть изменение всей организационной структуры или отдельных ее элементов в целях оптимизации хозяйственной деятельности. Сюда же следует отнести внедрение нововведений в формы, принципы и методы оплаты труда для максимизации отдачи рабочих и служащих. Немаловажное значение уделяется внедрению новых концепций развития корпора-
тивной культуры и идеологии и приведение их в соответствие с построением и целями организации.
Анализ управленческих инноваций, проводимых компаниями с начала 1990-х гг., показал эффективность внедрения упрощенных организационных структур путем общего сокращения звеньев управления и перехода от вертикальных к горизонтальным структурам. При этом прослеживается сбалансирование принципов централизации и децентрализации, в основе которых лежит четкое разграничение управленческих функций.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.