Недоверие менеджеров к лидеру компании приводит к своего рода саботажу инноваций с их стороны. Имея тесные связи с подчиненными, потребителями, поставщиками и дистрибьюторами, менеджеры среднего звена способны создать заранее негативное отношение к предстоящим переменам, запланированным высшим руководством. Но они же способны и заинтересовать в инновациях, мотивируя инициативу низового звена и самих служащих.
Успех новаций также состоит и в качественном стратегически важном общении между этими двумя уровнями управления. Если менеджеры среднего звена чувствуют себя второстепенными фигурами в процессе обсуждения и принятия инновационных решений, снижаются и их ответственность, и их заинтересованность в выполнении своих функций. А при отсутствии доступа к стратегически важной информации средние руководители не способны верно и своевременно интерпретировать ее и донести до низового звена, где, в конечном счете, и реализуются все стратегические перемены.
Частой ошибкой высшего руководства является желание напрямую руководить низовым звеном с целью координации и контроля их деятельности, исключая тем самым средних менеджеров, вызывая апатию и негативное отношение с их стороны. Включая среднее звено управления в процесс принятия решений, высшие руководители добиваются ряда преимуществ:
1) оптимизируют распределение функций, сокращая перегрузку высшего звена управления;
2) стимулируют творчество и инициативу, комплексный подход и понимание необходимости инноваций;
3) делают систему контроля и учета более эффективной.
Однако необходимо отметить, что включение среднего звена управления в процесс принятия стратегических решений и политика децентрализации ни в коем случае не означают отсутствие контроля и анархию. Полное делегирование полномочий без
ДЕСЯТАЯ ЛЕКЦИЯ
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
сохранения контроля и координирования является явной ошибкой руководителей фирм.
Оптимальное сочетание полномочий и власти в руках менеджеров и высших руководителей компаний обеспечивает благоприятные условия для внедрения инноваций. Тем не менее, существует ряд полномочий, которые не следует делегировать. Так, за высшим звеном управления должны оставаться:
• разработка инновационных стратегий и планов;
• обеспечение финансовой поддержки инноваций;
• координирование деятельности нижестоящих руководителей и центров прибыли;
• контроль над ходом выполнения проектов. Низовоезвеноуправления
Стратегические инновации требуют руководителя нового типа, осознающего роль менеджеров среднего звена, а также, что не менее важно, включающего в процесс инноваций и низовое звено компании — тех, кто действительно отвечает за выпуск продукции, доставку услуг и непосредственно контактирует с рынком. Такое всеобщее участие всех субъектов корпорации особенно важно в силу того, что инновации заставляют отказаться от рутины, повышают самоотдачу и создают напряжение — характеристики, ставящие под сомнение эффективность авторитарного типа руководства.
Низовое звено компании, а именно - сами производственные отделения, исторически исключенные из процесса принятия стратегических решений и ответственные лишь за выполнение четких конкретных задач, в настоящее время часто выражает свое нежелание участвовать в процессе переориентации фирмы, а иногда и саботирует его реализацию.
В своей работе «Момент истины» Майкл Биер и его коллеги по Гарварду говорят о важности создания микроклимата, позволяющего реально участвовать в любом процессе на фирме. Они считают, что лидер, осознающий роль низового звена, стимулирует энтузиазм, локализацию решения проблем и нейтрализует сопротивление всему новому. Участие этого звена компании в процессе инноваций можно обеспечить за счет:
• участия в процессе принятия решений;
• обеспечения доступа к информационным потокам;
• внедрения адаптационной системы вознаграждений и мотивации;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.