Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Нововведения как объект инновационного управления. Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента, страница 65

Недоверие менеджеров к лидеру компании приводит к своего рода саботажу инноваций с их стороны. Имея тесные связи с подчиненными, потребителями, поставщиками и дистрибьюторами, менеджеры среднего звена способны создать заранее негативное отношение к предстоящим переменам, запланированным высшим руководством. Но они же способны и заинтересовать в инновациях, мотивируя инициативу низового звена и самих служащих.

Успех новаций также состоит и в качественном стратегически важном общении между этими двумя уровнями управления. Если менеджеры среднего звена чувствуют себя второстепенными фигурами в процессе обсуждения и принятия инновационных решений, снижаются и их ответственность, и их заинтересованность в выполнении своих функций. А при отсутствии доступа к стратегически важной информации средние руководители не способны верно и своевременно интерпретировать ее и донести до низового звена, где, в конечном счете, и реализуются все стратегические перемены.

Частой ошибкой высшего руководства является желание напрямую руководить низовым звеном с целью координации и контроля их деятельности, исключая тем самым средних менеджеров, вызывая апатию и негативное отношение с их стороны. Включая среднее звено управления в процесс принятия решений, высшие руководители добиваются ряда преимуществ:

1)  оптимизируют     распределение     функций, сокращая перегрузку высшего звена управления;

2)  стимулируют    творчество    и    инициативу, комплексный   подход  и  понимание  необходимости инноваций;

3)    делают  систему   контроля   и   учета   более эффективной.

Однако необходимо отметить, что включение среднего звена управления в процесс принятия стратегических решений и политика децентрализации ни в коем случае не означают отсутствие контроля и анархию. Полное делегирование полномочий без


ДЕСЯТАЯ ЛЕКЦИЯ


РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



сохранения  контроля  и  координирования  является явной ошибкой руководителей фирм.

Оптимальное сочетание полномочий и власти в руках менеджеров и высших руководителей компаний обеспечивает благоприятные условия для внедрения инноваций. Тем не менее, существует ряд полномочий, которые не следует делегировать. Так, за высшим звеном управления должны оставаться:

•  разработка    инновационных    стратегий    и планов;

•  обеспечение        финансовой        поддержки инноваций;

•  координирование   деятельности   нижестоящих руководителей и центров прибыли;

•    контроль над ходом выполнения проектов. Низовоезвеноуправления

Стратегические инновации требуют руководителя нового типа, осознающего роль менеджеров среднего звена, а также, что не менее важно, включающего в процесс инноваций и низовое звено компании — тех, кто действительно отвечает за выпуск продукции, доставку услуг и непосредственно контактирует с рынком. Такое всеобщее участие всех субъектов корпорации особенно важно в силу того, что инновации заставляют отказаться от рутины, повышают самоотдачу и создают напряжение — характеристики, ставящие под сомнение эффективность авторитарного типа руководства.

Низовое звено компании, а именно - сами производственные отделения, исторически исключенные из процесса принятия стратегических решений и ответственные лишь за выполнение четких конкретных задач, в настоящее время часто выражает свое нежелание участвовать в процессе переориентации фирмы, а иногда и саботирует его реализацию.

В своей работе «Момент истины» Майкл Биер и его коллеги по Гарварду говорят о важности создания микроклимата, позволяющего реально участвовать в любом процессе на фирме. Они считают, что лидер, осознающий роль низового звена, стимулирует энтузиазм, локализацию решения проблем и нейтрализует сопротивление всему новому. Участие этого звена компании в процессе инноваций можно обеспечить за счет:

•    участия в процессе принятия решений;

•  обеспечения    доступа    к    информационным потокам;

•  внедрения         адаптационной         системы вознаграждений и мотивации;