Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Нововведения как объект инновационного управления. Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента, страница 131

Методымоделированияделятся на логические, историческиеи математические.

Логическиеметодыоснованы на принципах логики и показывают неизбежность наступления какого-либо действия.

Исторические - базируются на последовательности развития тех или иных видов техники, математические -основаны на принципах математического моделирования.

К достоинствам математическихмоделей относятся четкое изложение параметров, возможность быстрого проведения расчетов, к недостаткам — невозможность учета ряда факторов, особенно экологических, отсутствие реального учета перехода количественных изменений в качественные, трудность в описании всех параметров.

Прогнозирование инноваций

Прогнозирование инноваций представляет собой сложный противоречивый процесс с большой долей риска. Трудности связаны с учетом следующих факторов:

•  изменение спроса на прогнозируемую продук цию;

•  изменение цен на данную продукцию и, соответ ственно, прибыли;

•  объем собственных издержек на прогнозируемую продукцию;

•  действия конкурентов, особенно в части созда ния и внедрения инноваций;

•  перспективы развития данных инноваций.

При создании новой продукции организация осуществляет определенные затраты на НИОКР, и чем меньше будет спрос на продукцию; тем дороже она будет для покупателя в силу значительной доли расходов на НИОКР. Примером может служить программа оснащения авиации США самолетами типа Р-22. Известно, что в современных условиях НИОКР по созданию нового самолета очень велики. Производители рассчитывали, что спрос со стороны военного руководства США на такую инновацию составит не менее тысячи самолетов, а было закуплено не более 320 машин, причем с запретом экспортных поставок этого самолета на определенный срок.

Изменение цен может произойти под влиянием таких факторов, как резкое повышение требований к экономической и экологической безопасности, изменение цен на сырье и материалы. Поэтому в прогнозах управляющие инновационным процессом должны учитывать следующие обстоятельства:

•    в современных условиях вся экономическая кон куренция сводится к борьбе за рынки сбыта и источни ки сырья, причем для государств и крупных компаний решающее значение приобретает доступ к источникам сырья, а для средних и мелких компаний — к рынкам сбыта;


•  требования по экономической и экологической безопасности постоянно ужесточаются;

•  требования к качеству рабочей силы повышают ся, что неизбежно приводит к росту цен как следствию увеличения заработной платы;

•  ужесточаются требования к качеству материалов, что влечет за собой рост цен на продукцию первичной переработки (черные, цветные металлы, пластмассы и т.д.);

•  наиболее сложные изделия будут и наиболее до рогими, что соответственно увеличивает долю НИОКР в ценах на продукцию.

Невозможность полного учета собственных издержек на прогнозируемую продукцию обусловлена следующими факторами:

•  непредвиденные   расходы   на   дополнительные исследования;

•  повышение цен на свою продукцию со стороны поставщиков   комплектующих   узлов   и   организаций, осуществляющих научные разработки в соответствии с планом научных работ;

•  рост зарплаты, аренды, тарифов.

В целом следует исходить их практического опыта, учитывая ситуации, когда собственные издержки увеличивались по сравнению с намеченными. Следовательно, необходим определенный поправочный коэффициент.

Учет действий конкурентов в современных условиях зависит, прежде всего, от размеров компании и степени наукоемкое™, а, следовательно, и дороговизны продукции. Чем больше компания, тем меньше число конкурентов. Примером может служить компания «Вое!пд», для которой конкурентами могут быть компании Западной Европы (производство аэробусов) и авиапромышленность России. Есть предприятия, не имеющие конкурентов во всем мире, как, например, судостроительный завод в США по выпуску атомных авианосцев. Конкуренция между крупными компаниями в определенной мере прогнозируема в силу больших расходов на массовое производство новой техники. Так, по расчетам экспертов, организация выпуска нового легкового автомобиля требует около одного миллиарда долларов США и значительных затрат времени. Чем же меньше компания, тем сложнее учитывать действия конкурентов, особенно в части появления новых технических образцов, для создания которых не требуется значительных материальных и трудовых затрат.