Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Нововведения как объект инновационного управления. Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента, страница 223

Верхний ценовой порог устанавливается, когда государство заинтересовано а сохранении относительно низкого уровня цен.

Во многих странах, например, этот порог устанавливается для производителей лекарственных препаратов. В данном случае государственное ценовое ограничение негативно сказывается на инновационной активности, так как автоматически снижает прибыль, и, соответственно, затраты на инновации.

Установление импортных пошлин ведет к завышению цен на импортную продукцию, что дает возможность национальным компаниям (при условии конкурентоспособности их продукции) также повышать уровень цен. Это, в свою очередь, приводит к увеличению прибылей и возможности финансировать инновационную деятельность. Государство с целью протекционизма может вводить импортные квоты — предельный объем импорта определенного товара. Квота определяется таким образом, чтобы объем продукции на внутреннем рынке не приводил к необходимости снижения цен на продукцию национальных производителей. Эффект отданных мер соответствует регулированию с помощью пошлин.

И, наконец, для поддержания высокого уровня доходов некоторым национальным производителям предоставляются субсидии — денежные суммы, выплачиваемые государством и позволяющие продавать продукцию по относительно низким ценам. Субсидии обычно предоставляются компаниям, продукция которых является стратегически важной и/или формирует новые отрасли экономики. Субсидии можно приравнять к косвенному финансированию инновационной деятельности этих компаний.

На уровень инновационной активности фирм оказывает влияние еще один фактор — характер государственного регулирования финансовых рынков. Например, первичное публичное размещение акций компании на фондовом рынке является одним из важных источников изыскания ресурсов для финансирования инновационной деятельности. В разных странах государство устанавливает свои нормы, определяющие, когда и какие фирмы могут осуществлять публичное размещение. В Японии компания должна несколько лет прибыльно функционировать, прежде чем выйти со своими акциями на внебиржевой рынок ценных бумаг. Сроки могут достигать 10 лет, в то время как в США это максимум 5 лет. Соответственно, и для компании, и для инвесторов более краткие сроки будут привлекательнее.

Законодательство в области экологии и безопасности прямо отражается на инновационной деятельности компаний. Тенденция возрастания роли экологической составляющей качества продукции является стимулом и источником новых идей в инновационном менеджменте. Так, решение властей некоторых американских штатов об установлении обязательного процента продаж экологически чистых автомобилей в общих продажах в данном штате привело к созданию специальных научно-исследовательских центров по разработке новых


ДВЕНАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ


ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ



автомобилей и переориентации части производства на использование принципиально новых технологий.

Повышенные требования безопасности, предъявляемые к новым товарам в фармацевтической отрасли, производстве продуктов питания, детской индустрии, бытовой химии и некоторых других отраслях, оказывают определяющее воздействие на характер внутрифирменных научных исследований и разработок. Изменение законодательства в данной области может стать причиной закрытия инновационных проектов на любой стадии, включая коммерциализацию.

Регулирование инновационной деятельности на региональном уровне