• объект управления - научно-исследовательский процесс во всей своей сложности и прикладном мно гообразии;
• основной ресурс - научная информация и ин теллектуальный потенциал;
• результат — новая информация и новшества.
В данном случае рассматриваются не проблемы менеджмента, возникающие при создании новшеств, а проблемы управления процессом их реализации в реальном секторе экономики.
Необходимость создания субъекта инновации для практической реализации новшества (группы новшеств) - новой бизнес-линии - определяется рядом факторов:
• характером (новизной) и масштабами инновации;
• отсутствием действующих производственных объ ектов, где можно организовать новое производство;
• экономической целесообразностью именно тако го направления инвестиций путем нового строительст ва.
С другой стороны, реконструкция как способ инноваций осложняется общим кризисным состоянием отечественного производственного аппарата и не может проводиться без специальных мер по повышению финансовой устойчивости предприятия в целом (комплексная инновация). Оценка состояния действующего производственного объекта инновации предполагает идентификацию его положения на кривой жизненного цикла. Если предлагаемая инновация связана с выпускаемым продуктом, то в зависимости от результата идентификации намечаемые инвестиции могут быть связаны либо с ростом производства и продаж, либо с поддержанием (восстановлением) достигнутых экономических показателей в определенный период.
Если инновация связана с новым продуктом, новой бизнес-линией, то устанавливаются условия, исключающие возможное негативное влияние остального действующего производства на нововведение. Последнее предполагает проведение финансового анализа, оценки платежеспособности субъекта инновации в перспективе, а также специальные меры, включая инвестиции, для стабилизации деятельности субъекта (повышение ликвидности).
Одной из организационных мер в этом направлении может быть выделение части имущества предприятия, необходимого для новой бизнес-линии, в самостоятельную организационную структуру - юридическое лицо, зависимое или независимое (при продаже) от материнской структуры.
Масштабные инновации могут осуществляться в рамках более сложных институтов. Финансово-промышленные группы (ФПГ), создаваемые специально как инновационные саморазвивающиеся туры для но-
вовведении, имеют в своей основе новую технологическую цепочку, единую сбалансированную производственную систему.
С организационной точки зрения ФПГ представляет собой горизонтальную корпоративную структуру, ориентированную на конкретный сегмент (нишу) рынка. По существу, если основой практического использования единичного продукта новшества выступает бизнес-линия, то ФПГ - это более сложная бизнес-система, в которой все функции управления неразрывны, а менеджмент носит командный характер.
Границы компетенции и ответственности определяются бюджетом ФПГ (системой бюджетов) и принятыми в группе показателями конкурентоспособности. При создании ФПГ для реализации масштабной инновации в дополнение к системе инновационных планов разрабатывается специальный организационный план, устанавливающий схему и порядок управления технологической цепочкой, договоры между участниками ФПГ, схему денежных потоков, формы координации действий и контроля обязательств.
Под инвесторами понимаются субъекты инновационной деятельности, осуществляющие вложение собственных, привлеченных или заемных средств в форме реальных инвестиций по целевому назначению. Ими могут быть органы, уполномоченные управлять государственным или муниципальным имуществом, предприниматели — физические и юридические лица, международные организации. Инвесторы в инновациях выступают в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей и могут замещать любого другого участника инновационной деятельности. Они определяют объемы инвестиций, затраты и эффективность вложенных средств, вправе владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами нововведений, в том числе реинвестировать добавочный капитал.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.