Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Нововведения как объект инновационного управления. Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента, страница 137

Степень воздействия указанных факторов на деятельность предприятий различна в зависимости от отрасли народного хозяйства, к которой они относятся, рынка, на котором они предлагают товары (услуги). Общемировая экономическая ситуация такова, что в наиболее нестабильном положении оказались производители потребительских товаров. По мере удовлетворения потребительского спроса возрастают требования, с одной стороны, к качеству и разнообразию товаров, с другой — к увеличению экологической безопасности как самих товаров, так и технологии их производства. Кроме того, развитие технологии, использование высокопроизводительного оборудования и новых материалов позволяют быстро удовлетворить потребительский спрос на основные товары.

В этих условиях увеличения прибыли и своей доли рынка (основные цели деятельности предприятий) невозможно достичь только путем оптимизации распределения и экономией производственных ресурсов. Как отмечает И. Ансофф, к оперативным (распределение ресурсов) и управленческим (организация приобретения и распределение ресурсов) проблемам добавилась стратегическая (выбор товаров и рынков и распределение по ним ресурсов).

Основное содержание стратегических проблем составляет определение будущих целей и задач в области производства товаров (услуг) и рынков, на которых они будут реализовываться в условиях ограниченных ресурсов. Чем выше степень неопределенности внешней среды для предприятия, тем


серьезнее проблема его развития на длительную перспективу и, соответственно, необходимость применения методов стратегического управления.

Степень неопределенности внешней среды, как отмечалось ранее, связана с особенностями товаров и рынков. В отечественных условиях дополнительно к ним можно отнести степень адаптации к рыночным условиям, уровень конкурентоспособности продукции.

К отраслям с высокой степенью адаптации к рыночным условиям и конкурентоспособной продукцией на внешнем и внутреннем рынках относятся часть добывающих отраслей и часть отраслей первичной переработки сырья. Степень неопределенности их развития зависит в большей степени от факторов внешней среды косвенного воздействия. Прежде всего, это международная и внешнеэкономическая обстановка, определяющая изменение конъюнктуры товарного рынка. Особенно четко данное влияние прослеживается на рынке продукции черной металлургии.

В соответствии с этим решения на длительную перспективу носят, прежде всего, маркетинговый (переориентация на новые рынки сбыта), а также технологический характер (повышение технического уровня производства, качества продукции, то есть реализация процессов-инноваций).

Инвестиционные отрасли России вследствие специфики развития в дорыночный период ориентированы преимущественно на внутренний рынок и рынок СНГ. С одной стороны, часть предприятий машиностроения по ряду номенклатурных групп не имеет конкурентов на российском рынке, с другой — их потребители вследствие низкой платежеспособности ориентированы преимущественно на отечественную продукцию.

В 2000 г. новые машины и оборудование отечественного производства приобретали 80% промышленных предприятий, импортного — 47%; на вторичном рынке отечественное оборудование покупали 21% предприятий, импортное — 4%.

В результате, основным решением долгосрочного характера данных предприятий стало внедрение процессов-инноваций, реже — продуктов-инноваций.

Наиболее высока степень неопределенности внешней среды для отраслей, производящих конечную продукцию. В дополнение к факторам косвенного воздействия они испытывают серьезную конкуренцию как отечественных, так и зарубежных производителей, неудовлетворенность потребителей ассортиментом и качеством товаров. В соответствии с этим предприятия таких отраслей вынуждены принимать долгосрочные решения не только технологического и маркетингового характера, но и связанные с ускоренным освоением продуктов-инноваций, способных удовлетворить потребительский спрос лучше, чем конкуренты.