Государственное финансирование фундаментальных исследований активизирует усилия частных фирм в развитии базы прикладных исследований. В свою очередь, государственные субсидии в прикладные Исследования значительно сокращают затраты компаний на реализацию инновационных проектов и существенно снижают долю риска. Важным аспектом является и то, что финансирование государством тех или иных исследований часто связано с параллельным финансированием подготовки кадров в новых областях. При финансировании исследований в университетах создаются специальные государственные фонды по подготовке специалистов по использованию новых знаний. Например, в США в рамках осуществления Агентством стратегических разработок департамента обороны США (ОАКРА) проекта по Интернету был создан фонд для подготовки студентов - пользователей новой технологии. Таким образом, у компаний не возникало серьезных проблем с кадрами, способными освоить новую компьютерную систему.
Рассмотренный выше метод финансирования научных исследований и разработок является прямым методом финансового стимулирования инновационной деятельности частного сектора. Однако государство может использовать и косвенные методы, связанные с предоставлением различных льгот компаниям.
Финансовыельготы
Косвенное регулирование инновационной активности фирм состоит в создании государством благоприятных условий для проведения прикладных исследований и коммерциализации их результатов. Инструментами косвенного регулирования являются:
• налоговые льготы,
• ускоренная амортизация,
• льготное кредитование.
Налоговые льготы являются наиболее привлекательной для компаний мерой стимулирования инноваций, так как сохраняются полная автономность и самостоятельность компаний в выборе направлений исследований и путей их реализации. Считается, что впервые эта форма была апробирована в Японии в середине 1960-х гг. Государство может предоставлять налоговые льготы путем вычитания части суммы затрат на исследования и разработки из общей суммы налогооблагаемого дохода. Таким образом устанавливается прямая зависимость между объемами затрат на НИОКР и размером скидки, которую устанавливает государство. Например, в Сингапуре ставка скидки составляет 200%, то есть из налогооблагаемого дохода вычитается сумма, в два раза превышающая затраты на исследования и разработки.
Скидка может предоставляться и на прирост суммы затрат на НИОКР в текущем году по сравнению с базисным годом. Так, ставка в 20% (США) означает, что налогооблагаемый доход будет уменьшен на сумму, составляющую 20% от прироста затрат на исследования и разработки по
отношению к базисному году.
При рассмотрении налоговых льгот на затраты на исследования и разработки важным моментом является определение содержания самих затрат. В налоговом законодательстве разных стран существуют некоторые различия в определении данных затрат, что дает возможность крупным компаниям, в особенности ТНК, манипулировать (максимизировать) налоговыми льготами. Во многих странах существует предел размера списываемых налоговых скидок на НИОКР. Например, в Японии «потолок» составляет 10% от общего корпоративного налога, а в США используется ограничение по увеличению затрат на исследования и разработки — скидки предоставляются при увеличении затрат на НИОКР не более чем в два раза в течение года.
К прочим налоговым льготам можно отнести:
• полное освобождение на определенный пери од от уплаты налогов на прибыль, полученную в ре зультате реализации крупных инновационных проек тов;
• льготное налогообложение прибылей от инно вационных проектов связанных с использованием приобретенных лицензий и ноу-хау;
• снижение налогов на дивиденды по акциям венчурных фирм;
• налоговые льготы, связанные с отчислениями компаний в венчурные фонды, финансированием исследовательских программ университетов, переда чей активов для осуществления НИОКР государст венными и частными лабораториями.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.