Определение условий достижения поставленных целей не означает их автоматического выполнения. Любое предприятие, работающее в рыночной среде, имеет специфику, связанную с его внутренними особенностями. Кроме того, на него действуют внешние факторы, как в благоприятном, так и в неблагоприятном направлении. Выявить их баланс позволяет использование ЗУ^ОТ-анализа.
В зависимости от специализации предприятия (особенностей производственного портфеля), рынков, на которых оно реализует товары, факторов, обеспечивающих конкурентные позиции на рынке, ЗМОТ-анализ может проводиться с учетом различных потенциальных его составляющих.
Анализ сильных и слабых сторон предприятия, внешних возможностей и угроз позволяет оценить реальность достижения поставленных целей. Наилучший результат наблюдается при приоритете сильных сторон над слабыми и возможностей над угрозами. Установление такого соотношения в будущем — одна из задач стратегического управления.
Весь спектр существующих на настоящий момент стратегий можно разделить по трем уровням:
• товарно-рыночные стратегии;
• конкурентные стратегии;
• функциональные стратегии.
Сущность товарно-рыночных стратегий состоит в выборе и оптимизации портфеля производимых товаров и рынков, на которых их прогнозируется продавать. В зависимости от положения предприятия на рынке оно ориентируется на одну из четырех стратегий либо на их сочетание (таблица 1).
Таблица 1.
Матрица «товары/рынки» (выборпортфельнойстратегии)
Товары Рынки |
Освоенный товар |
Новый товар |
Освоенный рынок |
Стратегия проникновения на рынок |
Стратегия развития товара |
Новый рынок |
Стратегия развития рынка |
Стратегия диверсификации |
Разработка и реализация товарно-рыночных стратегий формирует общее представление о направлениях развития, выборе приоритетов — производственных, инновационных, финансовых. При этом для стратегий проникновения на рынок и развития рынка на первый план выдвигаются производственные приоритеты, для стратегий развития товара и диверсификации — инновационные. Предприятия с широкой номенклатурой выпускаемой продукции, как правило, комбинируют указанные стратегии, сочетая их для различных производственных единиц. В таком случае возникает проблема распределения финансовых ресурсов между ними.
Как уже отмечалось, в настоящее время инновационный характер свойственен любому стратегическому решению. Поэтому необходимо
|
ВОСЕМНАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
учитывать инновационную составляющую в стратегиях проникновения на рынок и развития рынка.
Выбор общего направления развития предприятия в ходе определения товарно-рыночной стратегии еще не обеспечивает достижения поставленных целей. Необходимо сформировать комплексную конкурентную стратегию, которая бы отвечала на основной вопрос: как в условиях развития рынка предприятие должно обеспечивать конкурентные преимущества для достижения поставленных целей.
В этом случае формирование конкурентной стратегии должно отталкиваться от выбранной товарно-рыночной стратегии и определять:
• динамику роста объемов продаж;
• долю рынка или сегмента рынка, которую пред приятие намеревается занять;
• уровень конкурентоспособности продукции на выбранном рынке или его сегменте.
Приобретение конкурентных преимуществ обеспечивают следующие конкурентные стратегии:
• стратегия лидерства в низких издержках, соз дающая возможность победы в ценовой конкуренции;
• стратегия широкой дифференциации, то есть за хват нескольких сегментов рынка за счет разнообразия индивидуальных, характеристик продукции;
• стратегия оптимальных издержек (сочетания пер вых двух);
• стратегия фокусирования на низких издержках, обеспечивающая выбранному сегменту покупателей товар по наиболее приемлемой цене;
• стратегия фокусирования на дифференциации продукции в рамках одного узкого сегмента.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.