Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Нововведения как объект инновационного управления. Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента, страница 192

образную форму баланса между инновационной активностью снизу и сверху. При данной форме высшее звено управления разрабатывает лишь общие стратегические направления инновационной деятельностью и координирует отдельные инновационные направления, используя при этом не административные, а финансовые рычаги. Отделы НИОКР в Центральных службах выполняют коммуникативную функцию между низовыми звеньями компании и высшим руководством. На среднем уровне происходят также функционально-стоимостная оценка альтернативных проектов, их отсев и предоставление наиболее эффективных на высший уровень управления компанией. Реальная инноватив-ность сосредоточена в производственных подразделениях компании, которые инициируют нововведения во всех областях благодаря своей близости к рынку и его потребностям;

•  региональная   ориентация   инновационной   дея тельности, выражающаяся в перемещении лабораторий НИОКР и маркетинговых центров непосредственно на потенциальные   рынки   сбыта.   Например,   компания «епсбзоп» имеет 76 научно-исследовательских центров в различных странах, «Мок1а» - 52, «1пте!» - 45, «МТТ» — 12, «НЕС» — 13. Это позволяет наиболее точно скани ровать потребности местных потребителей и реально сокращает сроки корректировки и адаптации  новой продукции на новом рынке;

•  развитие внутри корпорации только прикладных научных исследований и разработок. Доступ к основ ным  фундаментальным  исследованиям осуществляется за счет тесной интеграции с научно-исследовательскими институтами и университетами по следующим направ лениям: университетско-промышленные центры,  иссле довательские консорциумы, центры нововведений и т. д.;

•  наиболее    инновативные    компании    проводят реорганизацию с целью объединения отделов НИОКР и маркетинга  в единые подразделения  по управлению нововведениями;

•  планомерный отказ от последовательной и па раллельной форм организации внедрения инновацион ного проекта и переход к плюральным интегральным организационным структурам;

•  активное  использование  внутрифирменных  вен чурных подразделений.

В условиях научно-технического прогресса расширяется разрыв между количеством создаваемых научно-технических идей и объемами материальных и трудовых ресурсов, необходимых для их реализации. В итоге формируется противоречие между «мощностью» изобретательской деятельности и способностью реализации ее результатов. Это противоречие проявляется в самых разнообразных формах: в отношении небольших компаний оно выражается в недостатке финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Компании-первооткрыватели страдают в первые годы своего существования (если они выживают) от нехватки капитала, кадров управляющих и технологов, необходимых для создания и налаживания производства и сбыта продукции. Крупные компании часто не заинтересованы в реализации изобретений, разработанных даже в собственных лабораториях, ввиду риска, связанного с освоением новой техники, технологии и потерь от морального старения основного капитала компании.

Это наглядно видно на примере США, где несколько десятков крупнейших компаний концентрируют в своих лабораториях основную массу научных работников. На



ЧЕТВЕРТАЯ ЛЕКЦИЯ


РЕГИОНАЛЬНЬШ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



научно-исследовательскую работу и разработки в этих лабораториях приходится подавляющая часть издержек на НИОКР в США. Все это способствует поиску новых организационных форм, которые обеспечивают более рациональное использование материальных и трудовых ресурсов, быстрое внедрение в хозяйственную практику достижений науки и техники.