Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Нововведения как объект инновационного управления. Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента, страница 201

Инвесторы, помимо прибыли на долгосрочные инвестиции, могут претендовать на полное участие в инновационном бизнесе. В этом случае они оценивают инвестиционную стоимость предприятия, подлежащего управлению со стороны инвесторов. При привлечении инвесторов существенным является их оценка дополнительной эмиссии акций, которая бы убедила их в эффективности вложения средств, а также в возможности управлять активами и влиять на перспективы развития бизнеса. Покупка акций субъекта инноваций либо предоставление ему кредита (пусть даже с правом контроля над расходованием средств) не обеспечивает уверенности инвестора в правильности решения в той степени, в какой уверенность возможна при инвестировании в конкретный инновационный проект (новая бизнес-линия; бизнес-линия, выделенная из действующего предприятия).

Инвестор, который покупает акции (паи) новой бизнес-линии, может планировать продолжить участие в этом бизнесе или на определенном этапе продать его в период достижения максимальной прибыльности от инновации. При этом величина инвестиции, на которую


изначально пойдет инвестор, определяется как сумма, меньшая, чем стоимость бизнес-линии при продаже. Соответствующая разница должна быть такой, чтобы, как минимум, обеспечить ставку доходности с учетом инвестиционных рисков.

Поставщики ресурсов также могут инвестировать капитал в инновацию, выдавая товарный или денежный кредит, в силу прямой заинтересованности в расширении сбыта своей продукции.

Особое место среди участников инновации занимают проектные, строительные и машиностроительные предприятия — поставщики оборудования. Здесь существуют особенности взаимоотношений с субъектом инновации (заказчиком), и организация управления инвестиционным этапом инновации регламентируется не только договорами на производство работ, но и государственными и региональными нормативными актами, стандартами и правилами.

При проведении собственной инновационной политики государство воздействует на производственные инновации и инвестиционный климат. В современном промышленном комплексе доля инвестиций в развитие составляет около 45% в национальном походе. Для целенаправленных действий по стимулированию и регулированию производственных инноваций у государства есть различные рычаги:

•  стимулирующая кредитно-финансовая, налоговая и амортизационная политика;

•  система экономических льгот субъектам иннова ций и инвесторам, включая иностранных;

•  поддержка производства новшеств и регулиро вание отношений на рынках инвестиционных товаров.

Государство может выступить непосредственно в качестве хозяйствующего субъекта (инвестора) при реализации приоритетных точечных инновационных проектов (критические технологии, продукты и услуги в сферах транспорта, связи и энергетики). Каждый из указанных выше рычагов в качестве воздействующих на инновационное предпринимательство имеет специфику и масштабные ограничения, связанные с инновационной сферой (отраслью), что отражается при объявлении долгосрочной инновационной политики и выделении текущих приоритетов. В зависимости от бюджетных возможностей, полномочий, делегированных в регионы, значимости инноваций для экономики в целом определяются степень и форма поддержки (участия), а также глубина и метод государственного регулирования.

Организационныеформы реализацииинновационныхпроектов

Особенностью современной внутрифирменной организации многих компаний стала полная интеграция организационных форм управления инновационной деятельностью в традиционные организационные структуры, что сказывается на вертикальных и горизонтальных связях, системе подчиненности и организационных принципах компаний. Существуют три принципиально отличные формы организации инновационной деятельности: последовательная, параллельнаяи интегральная.

Последовательнаяформа предполагает поэтапное проведение запланированных мероприятий поочередно в каждом функциональном подразделении. После окончания этапа в конкретном подразделении результаты передаются руководству компании, которое принимает решение о целесообразности продолжения.