Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Нововведения как объект инновационного управления. Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента, страница 191

Метод управления этими программными мероприятиями, объединенными в инновационный проект, определяется тремя элементами: целевыми показателями, отражающими конечные результаты нововведения, перечнем планируемых действий во времени, объектами и источниками финансовых средств.

Инновационный план (проект) - этосистема организационно-правовыхифинансово-экономических документов, необходимыхдляосуществлениянововведениянаконкретномпредприятиии (или) комплексе хозяйствующихсубъектов. Он содержит основные экономические показатели, характеризующие результаты нововведения, состояние хозяйствующего субъекта после нововведения на перспективу, а также описывает проблемы, с которыми придется столкнуться на пути реализации новшеств.

Потребность в более эффективном ведении произ-



ЧЕТВЕРТАЯ ЛЕКЦИЯ


ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ



Бедственной предпринимательской деятельности обусловливает планомерное осуществление определенных действий и проектов, результатами которых выступают:

а)    выпуск   новой   продукции   для   удовлетворения платежеспособного спроса;

б)  экономия ресурсов и (или) повышение качества продукции за счет перехода  на новую технологию, замены        или        модернизации        действующего производственного аппарата;

в)   повышение уровня управления (менеджмента) в целях расширения продаж и улучшения взаимодействия с поставщиками ресурсов.

Ориентация на товарные рынки, непрерывно возникающие новые условия равновесия определяют особенности инновационного проектирования.

В частности, при оценке инновационного проекта необходимо учитывать следующие важные характеристики. Во-первых, подвижки в спросе и цене на продукцию и, соответственно, изменение объемов производства и продаж. Во-вторых, возможные колебания цен на потребляемые ресурсы и снижение издержек производства. В-третьих, доступность финансов и цену капитала в каждом периоде инновации. В-четвертых, изменения в бизнесе конкурентов, влияние бизнеса на сравнительные рыночные оценки после нововведения.

Таким образом, все ожидаемые изменения параметров и внешних условий инновационного проекта должны быть оценены и учтены в технико-экономических расчетах, охватывающих достаточно длительный период времени, сопоставимый с жизненным циклом продукта (изделия).

Определение указанных характеристик в динамике всегда объективно связано с риском, прямо пропорциональным масштабам инновации и времени на ее осуществление. Степень рисков связана с предметной областью инноваций, состоянием рынка новшеств и финансовых рынков. Ошибки в оценке предстоящих затрат и результатов могут быть весьма существенными, и степень просчетов всегда связана с недостатком информации о рынках и ориентацией на оптимистические прогнозы-Некоторых ошибочных прогнозов можно избежать при условии учета инфляции (поправка к процентной ставке), учета границ возможных отклонений экономических показателей (доходов и расходов) от заданного уровня надежности, проработки двух сценариев инновации — оптимистического и пессимистического.

Рыночные условия предполагают согласование не

только субъективных интересов участников инновации в

'ее долгосрочных целях, но и текущих коммерческих

интересов (цен, ставок арендной платы, процентных

ставок, размеров дивидендов).

Принципыпостроенияинновативныхструктур управления

Конкурентная политика, основанная на инновативности компаний, требует создания гибкой организационной              структуры,                позволяющей оптимизировать процесс разработки и внедрения инноваций.

Анализ инновационной деятельности крупных компаний позволяет выделить ряд общих положений, характеризующих современные особенности организации инновационного процесса:

• усиление тенденции к децентрализации управления инновациями. Компании все активнее используют I)-