По конкретным товарам, услугам и т.д. по каждому субъекту (стране, региону, организации) рекомендуется на основе приведенной классификации составить информационно-справочные материалы по конкурентным преимуществам своих объектов по сравнению с конкурентами или ведущими мировыми достижениями. С целью экономии средств составление подобных материалов обязательно следует централизовать (но с участием владельцев или изготовителей объектов). В одиночку, например, организации с этой работой не справиться. Материалы должны иметь гриф «Для служебного пользования» или «Коммерческая тайна».
Предложенная нами классификация конкурентных преимуществ глубже имеющихся и охватывает большинство аспектов экономики, техники, организации производства и менеджмента развития разных объектов, позволяет автоматизировать процесс поиска и изучения конкурентных преимуществ.
Управление конкурентными преимуществами осуществляется по тем же общим функциям управления (менеджмента) что и управление другими объектами. К общим функциям управления относятся следующие:
• стратегический маркетинг;
• планирование;
• организация процессов;
• учет и контроль;
• мотивация;
• регулирование.
На стадии стратегического маркетинга изучаются потребности, ценности, рынки, потенциальные товары и разрабатываются нормативы, обеспечивающие удержание имеющегося конкурентного преимущества
либо формирование нового преимущества.
Функция планирования включает разработку конкретных программ и стратегических планов удовлетворения потребностей потребителей (выпуска товаров) с использованием конкурентных преимуществ, обоснованных на стадии стратегического маркетинга (менеджмента).
Типовые факторы конкурентного преимущества различных объектов
Персонал
В работе укрупненно персонал будем подразделять на три категории: рабочий, специалист, менеджер.
Проявление конкурентных преимуществ определяется внешними или внутренними условиями. Специалист, работающий в конкурентоспособной среде, будет и сам стремиться быть конкурентоспособным. Однако в какой мере он будет конкурентоспособным в соответствующей среде, определяется ценностями самого специалиста. Как правило, внешние условия являются решающими в достижении конкурентоспособности. В соответствии с такими законами организации, как закон наименьших и закон пропорциональности, специалист с наименьшей конкурентоспособностью будет подтягиваться (стремиться) к специалистам с наивысшей конкурентоспособностью.
Внутренние, или индивидуальные, конкурентные преимущества персонала по своей природе можно условно подразделять на наследственные и приобретенные.
К наследственным конкурентным преимуществам персонала относятся:
• способности (одаренность, талант, гениальность, способность к данному виду деятельности);
• темперамент;
• физические данные.
К приобретенным конкурентным преимуществам персонала относятся:
• деловые качества (образование, специальные знания, навыки и умения);
• интеллигентность и культура;
• целенаправленность мотивации деятельности (умение формулировать личные цели и цели коллектива);
• характер (отношение к труду, к другим, к себе, к вещам);
• эмоциональность (умение управлять своими эмоциями, воля, сгрессоустойчивость, зависть и др.);
• общительность, коммуникабельность;
• организованность;
• возрастной ценз и др.
Отнесение конкурентных преимуществ персонала к наследственным или приобретенным в какой-то мере условно. Например, способность к данному виду деятельности развивается по мере накопления опыта в данной сфере. Остальные аспекты способности — одаренность, талант, гениальность - в большей мере являются наследственными. Физические данные человека среднестатистически определяются наследственными факторами. Индивидуум тренировкой и другими способами может улучшить свои
ПЯТНАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.